Изыскания и проектирование автомобильных дорог: Методическое пособие по составлению проекта. Схема пояснительной записки, страница 6

-   границы отвода земли;

-   конструкцию дорожной одежды., направление и величину укло­нов её поверхности, ширину проезжей части и краевых полос.

Конструкцию дорожной одежды на изображении поперечного профиля конструкции земляного полотна указывают схематично. Деталь­ное изображение конструкции дорожной одежды помещают, как правило, на том же листе, где изображён поперечный профиль конструкции земляного полотна.

Симметричные поперечные профили конструкции земляного по­лотна изображают до оси симметрии (в курсовом проекте рекомендуется полное изображение).

Поперечные профили конструкции земляного полотна, раз­личающиеся конфигурацией, высотой земляного полотна, крутизной от­косов или другими показателями, обозначают арабскими цифрами после слова "Тип". Например, "Тип 1", "Тип 2".

Грунт из выемок, как правило, должен предусматриваться для воз­ведения насыпей. Насыпи по возможности следует предусматривать из однородных грунтов. Наименьший коэффициент уплотнения грунта на­значается по таблице 22 ([2]), а коэффициент относительного уплотнения k| по таблице 14 справочного приложения 2 ([2]).

Откосы земляного полотна чаще всего укрепляют механизирован­ным посевом многолетних трав, укрепления железобетонными и бетон­ными плитами предусматривают для защиты откосов насыпи от размывов при больших скоростях течения воды и волновых воздействиях на затап­ливаемых участках. Применяются и другие виды укреплений (дерновка, мощение камнем, каменная наброска).

На обочинах автомобильных дорог I...IV категорий предусматри­вают устройство краевых укрепительных полос (для 1, II категорий шири­ной по 0,75 м, для III, IV категорий - по 0,5 м), как правило, по типу ос­новной проезжей части. Тип укрепления остальной части обочин зависит от наличия материалов и местных условий.

Объёмы земляных работ определяются по рабочим отметкам продольного профиля по формуле

                                     (3.15)

где Sср- средняя площадь поперечного сечения земляного полотна (м ), соответствующая средней рабочей отметке

                                                                              (3.16)

L - расстояние между поперечниками, м;

m - коэффициент заложения откоса;

Н1 и Н2 - рабочие отметки смежных поперечников, м;

1 - Н2)2 / 12 • L - поправка на разность рабочих отметок, Mi; она учитывается при разности рабочих отметок (Hi - Н2) > 1,0 м.

Для облегчения подсчёта объёмов земляных работ по формуле (3.15) составлены таблица (Н.А.Митин. Таблицы для подсчёта объёмов земляного полотна автомобильных дорог).

Для подсчёта объёмов земляпых работ но таблицам необходимо знать:

- сумму рабочих отметок - (Н1 + Н2);

- ширину земляного полотна - В;

- коэффициенты заложения откосов –m, n;

- расстояние между поперечниками - L;

- глубину кюветов -hк.

Объёмы кюветов выемок учтены в таблицах при глубине 0,3 м, при глубине 0,4; 0,6 или 0,8 вводятся дополнения. Кюветы насыпей подсчитываются по отдельным таблицам.

Найденные по формулам или таблицам объёмы насыпей и выемок составляют профильный объём земляных работ. К профильным объёмам земляных работ необходимо ввести поправку на устройство проезжей части, которая учитывает объём дорожной одежды, краевых полос и ук­репления обочин и наличие уклонов земляного полотна. Поправка состоит из двух частей: сточной призмы (рисунок 3.15, а) и дорожной одежды с учётом укрепления обочин (рисунок 3.15, б).

Рисунок 3.15

Площадь сточной призмы

                                       (3.17)

где b - ширина проезжей части, м;

с - ширина обочины, м;

io - поперечный уклон обочины;

in - поперечный уклон проезжен части.

Площадь сечения дорожной одежды

                                            ( 3.18)

где Sпокр, - площадь сечения покрытия, м2;

Sосн - площадь сечения основания, м ;

Sдоп.сл. - площадь сечения дополнительного слоя основания, м2 .

Площадь сечения укрепления обочины

                                                                 (3.19)