КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕБОЛЬНОГО
Схема обследования и написания истории болезни
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра фундаментальной медицины
■
КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО Схема обследования и написания истории болезни
Учебно-методическое пособие
Новосибирск 2007
Настоящее пособие предназначено для студентов III-IV курсов медицинского факультета НГУ, изучающих пропедевтику внутренних болезней. В пособии подробно излагаются схема клинического исследования больного и написания истории болезни, приводятся методы исследования и семиология при заболеваниях отдельных органов и систем, общая методология диагноза и прогноза, а также описание основных симптомов и синдромов, изучение которых необходимо студентам III-IV курсов. Особенностью пособия является детальное описание методики проведения общего осмотра с приведением вариантов описания в истории болезни.
Учебное пособие написано в соответствии с программой, утвержденной отраслевым Министерством.
Составители
канд. мед. наук, доц. Г. В. Панасюк,
канд. мед. наук Н. В. Белявская,
канд. мед. наук Е. А. Летягина,
канд. мед. наук М. А. Колпаков,
канд. мед. наук М. П. Короткова
Научная
библиотека
НГУ
© Новосибирский государственный университет, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Полное исследование больного - это успех его лечения. При оформлении истории болезни необходимо придерживаться рекомендуемого плана клинического исследования больного. Знакомство с больным начинается с расспроса, затем следует осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.
В редких случаях (бессознательное или крайне тяжелое состояние пациента) расспрашивают родственников или сокращают время расспроса до минимума (вводят сердечно-сосудистые, наркотические, гипотензивные и другие средства).
Важным моментом в постановке диагноза - сведения о больном, в том числе и данные паспортной части (возраст, пол, профессия, место жительства).
Известно, что частота заболеваний тесно связана с возрастом. Злокачественные новообразования, болезни сердечно-сосудистой системы, обусловленные атеросклерозом, чаще встречаются на 5-6-м десятилетии жизни, тогда как врожденные и ревматические пороки сердца, как правило, возникают у молодых лиц.
Влияние пола на частоту заболеваний: коронарный атеросклероз, аневризма аорты, облитерирующий эндартериит, гематохроматоз значительно чаще встречаются у мужчин, желчнокаменная болезнь, митральный стеноз преимущественно у женщин.
Профессиональные заболевания, в возникновении которых большое значение имеют профессиональные вредности (газ, пыль, краска). Например, у маляров причина Заболевания может быть связана с хроническим отравлением свинцом, при заболевании легких у литейщиков, шахтеров, камнеобработчиков можно предполагать силикоз (заболевание, связанное с повреждением бронхолегочного аппарата металлической, угольной, стекольной пылью).
Знакомство с пациентом начинается с выяснения всех, жалоб: максимальная их детализация имеет огромное значение, установление особенностей кашля, характера мокроты, вида одышки, т. е. выявление главных (основных) симптомов, характеризующих заболевание данной системы, отделение главных симптомов от второстепенных (общих), наличие соче-танных симптомов (например, синдром бронхоспазма, синдром накопления жидкости в полости плевры), характеризующие клиническую картину болезни и позволяют прийти к предполагаемому диагнозу.
При исследовании больного (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) выявляются признаки болезни (симптомы) на основании которых делается предположение о сущности, т. е. ставится предположительный диагноз.
3
Что означает дословный перевод с латинского диагноз! Диа - сквозь – гноз – знание. Используя указанные выше методы, врач «прошел» сквозь больного и «увидел» его болезнь. Это познание больного и постановка диагноза есть клиническое мышление, присущее только врачу.
В постановке диагноза вторую часть занимают методы исследования
больного.
После расспроса больного, у врача возникает предположение о том, какая система поражена (система пищеварения, органы дыхания, кровообращения), каким процессом (воспаление, опухолевый или дистрофический процесс).'
Осмотр, пальпация, перкуссии, аускультация больного дают новые информативные симптомы (ночная, голодная боль, наличие шумов и хрипов и т. д.) укрепляют врача в его предположении и выводят на предполагаемый диагноз. Дополнительные методы объективного исследования больного (рентгеноскопия, электрокардиография, фиброгастродуоденоскопия и другие методы) и лабораторные исследования (общий и биохимический анализ крови, различные анализы мочи, исследование желчи и желудочного сока) необходимы для постановки (развернутого) клинического диагноза.
Развернутый клинический диагноз включает:
1. Основное заболевание (нозологическая форма с указанием морфологических, этиологических, патогенетических, функциональных характеристик, стадия болезни).
2. Осложнения основного заболевания.
3. Сопутствующие заболевания.
Достоверность клинического заболевания подтверждается проведением дифференциального диагноза, т. е. исключением целого ряда заболеваний, имеющих сходную симптоматику, и обоснованием диагноза путем перечисления симптомов и синдромов, на основании которых поставлен диагноз.
Итак, начинаем писать историю болезни. История болезни - это важнейший медицинский и юридический документ, составляемый на каждого больного, которого поручают вам лечить в лечебном учреждении. В поликлинике в более краткой форме также составляется история болезни на пациента, обратившегося на прием к врачу. На следующей странице приведен образец оформления титульного листа истории болезни.
4
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.