Общеметодологические стандарты, страница 7

Отчетным сегментом (хозяйственным/географическим) является компонент деятельности компании, имеющий существенно отличные от других компонентов выгоды и риски. Компания должна определить сегменты на основе управленческой отчетности и организационной структуры, разделив их на хозяйственные и географические по доминированию в прибыли и рисках. Хозяйственный сегмент определяется особенностями товаров (характер изделий/деятельности/заказчиков), географический – особенностями регионов (экономические и политические условия/риски/валютный контроль/рынки). Доминирующий сегмент является первичным, оставшийся – вторичным. Если оба сегмента равноправны, то приоритет отдается хозяйственному.

Сегмент является отчетным, если больше 50% его продаж осуществлено вне компании, а выручка от продаж/финансовые результаты/активы сегмента составляют не менее 10% соответствующих суммарных данных всех сегментов. При этом все сегменты должны иметь не менее 75% продаж/расходов компании и объединяться сходными признаками без значительных различий в выгодах и рисках.

При снижении уровня значимости в следующем отчетном периоде сегменты сохраняются для сопоставимости отчетности. Сегменты с меньшими значениями существенности объединяются в одну нераспределенную статью, но могут приводиться при их значимости для пользователей.

Элементы сегментов определяются до консолидации отчетности и до определения доли меньшинства. В доходы и расходы не включаются экстраординарные и финансовые операции, (кроме имеющих устойчивый характер), в активы и обязательства – налог на прибыль и финансовые (в т. ч. лизинговые), в затраты и активы – связанные с содержанием материнской компании.

Первичные сегменты симметрично включают доходы, расходы с выделением амортизации, сегментные финансовые результаты, активы и обязательства в балансовой оценке, затраты на приобретение основных средств и НМА, вторичные – доходы, активы в балансовой оценке, затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов.

В пояснениях раскрываются доходы сегментов, составляющие свыше 10% в суммарных продажах компании, но не выделенные в самостоятельные сегменты (например, полученные от внутригрупповых оборотов), ценообразование межсегментного оборота, изменения сегментной учетной политики, виды продукции и услуг в каждом сегменте, состав каждого географического сегмента.

СТАНДАРТЫ КОНСОЛИДАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ

14) МСБУ 22 Объединения компаний.

ПКИ 9. Объединения компаний: их классификация как приобретение или объединение интересов.

ПКИ 22. Объединения компаний: последующий коррективы справедливой стоимости и гудвила, признанных в отчетности.

Объединение имеет формы покупки капитала/чистых активов (активы минус обязательства) другой компании. В первом варианте покупатель (материнская компания) в своей индивидуальной отчетности приводит долю в капитале другой компании (дочерней) как инвестиции и составляет консолидированную отчетность, если контролирует другую компанию, которая становится зависимой. Во втором варианте приобретенные чистые активы приводятся в индивидуальной отчетности покупателя.

Консолидированная отчетность составляется покупателем методом приобретения/методом объединения интересов. Метод приобретения применяется, если имеется контроль одной компании над чистыми активами и деятельностью другой компании, от приобретения ожидается получение выгод, определена справедливая стоимость чистых активов зависимой компании.

Справедливая стоимость активов и обязательств зависимой компании по методу приобретения определяется по справедливой стоимости:

• рыночные ценные бумаги – по текущей рыночной стоимости, нерыночные – по оценочной стоимости;

• дебиторская задолженность – по номинальной/дисконтированной стодшости (при существенности ее расхождения с номинальной) за минусом резерва сомнительных и безнадежных долгов;

• запасы – в покупных рыночных ценах (материалы), чистых продажных ценах (товары, готовая продукция), чистых продажных ценах на готовую продукцию за минусом затрат на доводку (НЗП);

• земля и здания – по рыночной стоимости;