В ряде случаев на уровне первичного маркетинга устанавливается, что в качестве новации должно рассматриваться мероприятие, обладающее новыми потребительскими свойствами (например, система качества).
3.5. Вторичный маркетинг нововведения
3.5.1. Характеристика рынка нововведений, его емкость, решение и обоснование объема производства
Подраздел предполагает наличие ответов на следующие вопросы:
- Как и чем характеризуется рынок нововведения?
- Как вы предполагаете начать исследование рынка новации: исходя из
18. |
макроуровня спроса потребителей или микроуровня собственных
возможностей?
- Какие другие разновидности продукции представлены на этом рынке,
являются ли они аналогами или конкурентами?
- Какую угрозу представляют конкуренты и аналоги продукции?
- Что является отличительной чертой новации: потребительские
натуральные или стоимостные свойства и как они её выделяют среди
подобных аналогов?
- Какие свойства новации являются доминирующими?
Маркетинг инноваций, хотя в условиях рынка новые товары, технологии и услуги являются главными инструментами конкурентного выживания, остается еще мало изученной областью. Результаты рыночных исследований показывают, что степень риска от использования нововведений остается еще достаточно высокой: три из пяти новаций оставляют только убытки. Сами новации, как было показано в разделе 3,3, имеют разный уро-вень инновационности, создавая условия для риска ограниченного спроса.
Значительную часть рынка реальных новаций занимает «наукоемкая» и «научно-техническая продукция». В «наукоемкой» продукции материального производства значительную часть занимают затраты интеллектуального научного труда. Научно-техническая продукция, имеющая коммерческое значение в настоящее время реализуется преимущественно в нематериальной форме (в виде лицензий, патентов или научно-технических услуг).
Результаты ранжирования факторов конкурентоспособности оборудо-вания российскими предприятиями приведены в табл. 5. Они показывают, что самый высокий рейтинг у показателя «надежность и долговечность», вторую позицию занимает показатель «базисных эксплуатационных характеристик», а на третьем месте – «безопасность и удобство эксплуатации». В конце группы показателей оказались «экологичность», «дизайн» и «имидж поставщика», хотя и с высокими бальными оценками.
19.
Таблица 5.
Оценка факторов конкурентоспособности оборудования
Факторы конкурентоспособности |
Баллы |
Факторыконкурентоспособности |
Баллы |
1 |
2 |
1 |
2 |
1. Надежность и долговечность |
9,1 |
6. Стоимость |
7,7 |
2. Базисные эксплуатационные характеристики |
8,3 |
7. Экономичность |
7,3 |
3. Безопасность и удобство эксплуатации |
8,1 |
8. Экологичность, система качества |
6,7 |
4. Сроки поставки |
7,9 |
9. Дизайн |
6,1 |
5. Сервисное обслуживание |
7,8 |
10. Имидж поставщика |
6,0 |
На отечественном рынке имеет место явная недооценка показателей «стоимости» и «экономичности», которые являются доминирующими при оценке инвестиционной привлекательности бизнес-проектов. Не вошел в состав десятки показателей рейтинговой оценки и показатель «срока окупаемости» инвестиций (он оказался одиннадцатым с бальной оценкой 5,6), служащий главным оценочным фактором для инвесторов.
Это говорит о том, что основу отечественного рыночного отбора новаций составляют натуральные потребительские свойства новаций, а не стоимостные показатели, используемые банками и инвесторами. Такое положение осложняет особенности отбора конкурентоспособных нововведений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.