Вибрация и шум судовых механизмов, страница 9

Рис. 8.8. Виброизоляторы: а – виброизолятор сварной резино-металлический двухпластинчатый (АДП); б – виброизолятор сварной резино-металлический наклонный (АДПН); в – виброизолятор резино-металлический с угловым резиновым массивом (АДПУ); г – виброизолятор сварной резино-металлический с промежуточной массой (АПМ); д – виброизолятор резино-металлический корабельный сварной со страховкой (АКСС); е – корабельный виброизолятор сварной (КАС); ж – виброизолятор пневматический со страховкой (АПС); з – виброизолятор сварной резино-металлический арочного типа А; и – кольцо резино-металлическое многоэлементное (КРММ); к – элемент сборного виброизолятора (ЭСА);                                 л – виброизолятор сборный корабельный многоэлементный (АКМ)

Рис. 8.9. Виброизоляторы: а – цилиндрический виброизолятор;                                                                 б – виброизолятор корабельный; в – виброизолятор типа R; г – пружинный виброизолятор с демпфирующей набивкой; д – виброизолятор пружинный типа АПрС; е – судовой; пружинный воброизолятор; ж, з – виброизоляторы                                                         пружинно-резиновые типа АПр

- металлические виброизоляторы – пружинные и с упругим металловолоконным элементом из металлического троса или сминаемым элементом из проволоки путанки, металлической сетки или пористого металла, используемые как противоударные;

- пневматические виброизоляторы с пневматическим упругим (как правило, с резинокордной или резинотканевой оболочкой) элементом;

- виброизоляторы, у которых в качестве упругих элементов использованы более экзотические конструкционные материалы. например, композитные материалы типа углепластиков;

- виброизоляторы, в которых использовано магнитное поле для создания упругости (электромагнитные виброизоляторы и виброизоляторы на основе магнитной жидкости).

Рис. 8.10. Виброизоляторы: а – большегрузный виброизолятор с сухим                               трением; б – виброизолятор сборный с тороидальным резиновым упругим элементом (АСТ); в – пружинный виброизолятор (ЛИОТ); г – виброизолятор с демпфированием (АД); д – виброизолятор пневматический резино-кордовый со страховкой (АПРКС); е – виброизолятор пневматический резино-кордовый (АПРК); ж – виброизолятор пневматический резино-кордовый удлиненный (АПРКу)

Выбор материала упругого элемента только внешне может показаться несложной операцией. Скрупулезный учет характерных свойств и особенности материала в сопоставлении с требованиями, которые предъявляются к конкретной виброзащитной системе, выявляет всю сложность проблемы выбора. Особенно, если проектировщика интересует не только вид материала, но и его качество. Первым шагом к обоснованному выбору материала должно стать знакомство с его характерными особенностями. Рассмотрим некоторые из них.

Резиновые элементы отличаются высокой технологичностью, прочно привулканизируются к металлическим поверхностям, бесшумны, обладают коррозионной и эрозионной стойкостью, высокой энергоемкостью. Независимо от марки для резины характерны следующие свойства, которые необходимо учитывать.

Рис. 8.11. Канатные и комбинированные виброизоляторы

Несжимаемость. Как показали эксперименты, до относительной точности измерения  = 400% изменение объема лежит в пределах точности измерения ( ≈ 0,1%). Уменьшение объема при большей деформации связано с изменением физического состояния резины вследствие кристаллизации. Несжимаемость означает, что коэффициент Пуассона при малых деформациях (<<1) имеет значение  = 0,5.

Упругость. Резина – упругий материал практически во всем диапазоне нагружения. При малых деформациях ее можно считать линейно-упругим материалом.

Ползучесть. При постоянной растягивающей нагрузке деформация образца растет. Если снять нагрузку, длина его уменьшится на величину упругой деформации, а к первоначальным размерам образец вернется постепенно (обратная ползучесть).

Релаксация (уменьшение, ослабление) напряжений ведет к тому, что поведение резины нельзя описать с помощью констант.