- сплошные, они представляются в виде непрерывной линии, которая является следствием суммы множества гармоник с незначительными отличиями в амплитудах и частотах;
- смешанные, т.е. имеющие характерные особенности двух первых спектров. Такой частотный спектр имеют большинство судовых машин и механизмов.
Таблица 8.2
Октавные и третьоктавные частотные полосы
Октавные полосы |
Третьоктавные полосы |
||||
Средне-геометрическая частота, Гц |
Граничные значения частотных полос, Гц |
Средне-геометрическая частота, Гц |
Граничные значения частотных полос, Гц |
||
1,0 2,0 4,0 8,0 16,0 31,5 63 125 250 ··· |
0,7 1,4 2,8 5,6 11,2 22 44 88 177 ··· |
1,4 2,8 5,6 11,2 22 44 88 177 253 ··· |
0,8 1,0 1,25 1,6 2,9 2,5 3,15 4,0 5,0 ··· |
0,7 0,89 1,12 1,4 1,78 2,24 2,8 3,5 4,4 ··· |
0,89 1,12 1,4 1,78 2,24 2,8 3,5 4,4 5,6 ··· |
Уже из только что отмеченного следует: шум и вибрация судовых машин и механизмов представляют собой сложные колебательные процессы, состоящие из бесконечно большого числа гармоник, имеющих различную интенсивность и частоту. Во многом такой состав объясняется тем, что в одном механизме, как правило, существует не один, а много источников шума и вибрации. Более того, в таком механизме результирующий уровень не будет даже иметь общего центра излучения. Поэтому при измерениях предусматривается определение среднего значения уровня по формуле [64]
,
где – логарифмический уровень в i-й точке измерения, – количество точек измерений.
Рис. 8.3. Частотные секторы: а – линейчатый; б – сплошной; в – смешанный
Единство природы шума и вибрации предопределяет универсальность применяемой при их измерениях аппаратуры. Различия касаются только первичных датчиков-приемников. Для приема звукового давления от воздушного шума используются микрофоны. Принято проводить измерение шумовых характеристик судового ДВС обязательно на номинальном режиме и на расстоянии 1 м от его поверхности в горизонтальной плоскости, проходящей через центр масс двигателя, но не ниже 1 м от пола (настила). Уровни шума в дБ или в дБА фиксируют не менее чем в 8 точках, равномерно распределенных по периметру. При измерении вибрации чаще всего используют контактные пьезоэлектрические датчики ускорения. Точки измерения вибрации ДВС показаны на рис.8.4. Как измерение, так и нормирование вибрации проводится в направлении трех ортогональных осей: Х, У, Z, где Х – вертикальная ось, а У и Z – горизонтальные оси. Такая особенность связана со физиологией скелетного построения человека. Дело в том, что костные ткани являются хорошим проводником механических колебаний, а сам человек представляет некоторую упругую систему. Все это способствует распространению колебаний до самых удаленных частей человеческого тела, затрагивая жизненно важные органы. Раздражительная реакция человека на горизонтальные колебания более выражена, и она примерно в два раза больше, чем при действии вертикальной вибрации.
Рис. 8.4. Точки измерения вибрации дизеля, генератора и турбокомпрессора
Все предыдущие рассуждения справедливы для одного, отдельно взятого механизма. Между тем, в машинном помещении СДЭУ могут одновременно работать несколько двигателей и механизмов. В этом случае общий уровень шума можно подсчитать по формуле
, (8.1)
где – уровень шума i-го источника, – количество источников шума.
Подсчитанный по (8.1) суммарный логарифмический уровень будет иметь место в точке, равноудаленной от всех шумовых источников на расстояние 1 м. Если требуется определить уровень шума в любой другой точке, то надо воспользоваться зависимостью
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.