- вращательные колебания относительно оси ![]()
, (8.7)
где
– вес виброизолируемого
агрегата.
Анализ формул (8.5)÷(8.7) показывает, что все собственные
колебания определяются через вертикальные колебания двигателя
, установленного
на наклонные виброизоляторы, при помощи простых уравнений:
,
,
,
где
– частота вертикальных
колебаний двигателя, установленного на наклонные опоры;
;
;
.
Здесь
определяется по формуле
(8.4).
При наклонных опорах статический прогиб равен
.
Наклонные опоры позволяют разделить колебания только в
плоскости
, в плоскости
колебания
будут двухсвязанными, и собственные частоты колебания определяются как для
двухсвязанных колебаний опор, но жесткости в отличие от ненаклонного крепления находятся
по следующим выражениям:
- жесткость сдвига по оси ![]()
;
- жесткость при вращательных колебаниях относительно оси ![]()
,
где
– сумма квадратов плеч
всех виброизоляторов по оси
.
Величина вертикальной жесткости относительно вертикальной оси определяется по формуле
,
где
– сумма квадратов плеч всех
виброизоляторов в направлении осей
и
.
Однако в большинстве случаев для многоцилиндровых однорядных двигателей надобность определения частот последних трех колебаний отпадает в виду уравновешенности двигателей и отсутствия усилий, действующих в этих направлениях.
Часто из конструктивных соображений задаются значением
, тогда при известной величине
определяются необходимые жесткости
виброизоляторов, или при известных жесткостях определяется оптимальная высота
установки опор по отношению к центру тяжести двигателя.
К возмущающим силам, вызывающим вынужденные колебания,
происходящие с частотой возмущающей силы, относятся: качка корабля, ходовая
вибрация и импульсы, возникающие в работающем механизме. Для случая, если качка
корабля постоянна, круговая частота вынужденных колебаний
будет равна частоте кажущегося бега волны
и может быть определена из формулы (Гц)
,
где
– длина волны, м;
– скорость судна, м/с.
Эти частоты малы, а при следовании судна лагом к волне еще
меньше, так как в этом случае второй член правой части может быть принят равным
нулю и
= 1÷2 Гц.
Ходовую вибрацию и импульсы в работающем механизме вызывают следующие причины.
а) Неуравновешенность валопровода и винта. Вибрация вследствие этой причины может быть весьма интенсивной, она имеет частоту первого порядка, т.е. порядка числа оборотов вала
Гц,
где
– число оборотов вала в
минуту.
б) Гидродинамические силы, развивающиеся при работе гребных винтов и обусловленные неравномерным подходом струи к лопасти винта.
Частота этой вибрации кратна произведению из числа лопастей винта на число оборотов вала
Гц,
где
– число лопастей.
в) Силы инерции и моменты неуравновешенных вращающихся и поступательно движущихся масс двигателей и механизмов. Вибрации, вызываемые этими силами и моментами, имеют частоту I-го порядка для сил и моментов I-го порядка и в два раза больше, т.е. частоту 2-го порядка для сил и моментов 2-го порядка
Гц,
Гц.
г) Главная гармоника опрокидывающего момента дизелей. Порядок этой гармоники кратен числу цилиндров для двухтактных дизелей и половине этого числа для четырехтактных дизелей
Гц,
– основной главный
порядок гармоники опрокидывающих моментов.
Вынужденные колебания, вызываемые импульсами в работающих роторных двигателях, имеют весьма высокие частоты. Так например, частота вибраций статора электродвигателя
Гц,
где
– число пазов якоря.
Диапазон частот того или иного порядка определяется диапазоном
рабочих частот вращения от
до
(
÷
).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.