,
где – поправка, учитывающая уменьшения уровня шума при удалении от источника на расстояние , рис. 8.5.
Для примера определим суммарный уровень шума от двух работающих дизелей ( дБ) в точке, расположенной на расстоянии м и м. В указанной точке уровень шума от каждого дизеля в отдельности составит
дБ, дБ.
Суммарный уровень шума в интересующей точке согласно (8.1) будет
дБ.
Рис. 8.5. Падение уровня шума в зависимости от расстояния до его источника |
Так как шум и вибрация являются вредными для человека и нежелательными для механизмов, то их уровни стремятся ограничить. Различают санитарно-гигиеническое и техническое нормирование. Основой для санитарно-гигиенических норм служат оценки субъективного восприятия шума и вибрации человеком, физиологические и биомеханические реакции его организма, табл. 8.3 и 8.4. Техническое нормирование устанавливает допустимые значения шумовых и вибрационных показателей для отдельного класса машин и направлено оно в первую очередь их создателям с целью повышения конкурентоспособности, надежности и безопасности самих машин. В частности, Правилами классификации и постройки морских судов [50] регламентируются уровни шума и вибрации судовых ДВС. Допустимый уровень по шуму ограничивается значением 100 дБ. Сложнее обстоит дело с вибрацией. Нормы по ней предусматривают три категории технического состояния: А – состояние нового или капитально отремонтированного двигателя; В – состояние двигателя во время нормальной эксплуатации; С – состояние, при котором двигатель требует восстановительного ремонта. Нормы приведены в функции от хода поршня и только для категорий А и В.
Таблица 8.3
Допустимые уровни шума для некоторых помещений
Помещения, рабочие места |
Логарифмические уровни шума (дБ) в октановых полосах (Гц) |
Уровень шума (дБА) |
|||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
Помещения ЦПУ Машинные и производственные помещения Каюты спальные Столовая Учебные кабинеты |
83 99 67 75 63 |
74 92 57 66 52 |
68 86 49 59 45 |
63 83 44 54 39 |
60 80 40 50 35 |
57 78 37 47 32 |
55 76 35 45 30 |
54 74 33 43 28 |
65 85 45 55 40 |
Таблица 8.4
Допустимые уровни вибрации по оси Х для некоторых помещений
Помещения, рабочие места |
Среднеквадратичные значения виброскорости (см/с) / их уровни (дБ) в октановых полосах (Гц) |
|||||
2 |
4 |
8 |
16 |
31,5 |
63 |
|
Постоянные рабочие места Служебные помещения Столовая Учебные кабинеты |
1,3 / 108 0,71 / 103 0,5 / 100 0,18 / 91 |
0,45 / 99 0,25 /94 0,18 / 91 0,063 / 82 |
0,22 / 93 0,13 / 88 0,089 / 85 0,032 / 76 |
0,2 / 92 0,11 / 87 0,079 / 84 0,028 / 75 |
0,2 / 92 0,11 / 87 0,079 / 84 0,028 / 75 |
0,2 / 92 0,11 / 87 0,079 / 84 0,028 / 75 |
Для подавляющего большинства дизелей основными источниками колебаний (в порядке убывания интенсивности) являются системы впуска, выпуска, процесс сгорания, цилиндропоршневая группа, топливоподающая аппаратура, клапанно-распределитель-ный механизм, зубчатые передачи и пр.
Характеристики шума и вибрации приводятся в технических условиях на поставку механизмов.
Источники аэродинамических шумов на всасывании и выпуске судовых дизелей в ряде случаев можно не учитывать, так как обычно они снабжаются эффективными глушителями и практически не влияют на шум механического происхождения, который определяет шумность в МО судна (рис. 8.6).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.