Вибрация и шум судовых механизмов, страница 4

,

где  – поправка, учитывающая уменьшения уровня шума при удалении от источника на расстояние , рис. 8.5.

Для примера определим суммарный уровень шума от двух работающих дизелей ( дБ) в точке, расположенной на расстоянии  м и  м. В указанной точке уровень шума от каждого дизеля в отдельности составит

 дБ,   дБ.

Суммарный уровень шума в интересующей точке согласно (8.1) будет

 дБ.

Рис. 8.5. Падение уровня шума в зависимости от расстояния до его источника

Так как шум и вибрация являются вредными для человека и нежелательными для механизмов, то их уровни стремятся ограничить. Различают санитарно-гигиеническое и техническое нормирование. Основой для санитарно-гигиенических норм служат оценки субъективного восприятия шума и вибрации человеком, физиологические и биомеханические реакции его организма, табл. 8.3 и 8.4. Техническое нормирование устанавливает допустимые значения шумовых и вибрационных показателей для отдельного класса машин и направлено оно в первую очередь их создателям с целью повышения конкурентоспособности, надежности и безопасности самих машин. В частности, Правилами классификации и постройки морских судов [50] регламентируются уровни шума и вибрации судовых ДВС. Допустимый уровень по шуму ограничивается значением 100 дБ. Сложнее обстоит дело с вибрацией. Нормы по ней предусматривают три категории технического состояния: А – состояние нового или капитально отремонтированного двигателя; В – состояние двигателя во время нормальной эксплуатации; С – состояние, при котором двигатель требует восстановительного ремонта. Нормы приведены в функции от хода поршня и только для категорий А и В.


Таблица 8.3

Допустимые уровни шума для некоторых помещений

Помещения, рабочие места

Логарифмические уровни шума (дБ) в октановых полосах (Гц)

Уровень шума (дБА)

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Помещения ЦПУ

Машинные и производственные помещения

Каюты спальные

Столовая

Учебные кабинеты

83

99

67

75

63

74

92

57

66

52

68

86

49

59

45

63

83

44

54

39

60

80

40

50

35

57

78

37

47

32

55

76

35

45

30

54

74

33

43

28

65

85

45

55

40

Таблица 8.4

Допустимые уровни вибрации по оси Х для некоторых помещений

Помещения, рабочие места

Среднеквадратичные значения виброскорости (см/с) / их уровни (дБ) в октановых                         полосах (Гц)

2

4

8

16

31,5

63

Постоянные рабочие места

Служебные помещения

Столовая

Учебные кабинеты

1,3 / 108

0,71 / 103

0,5 / 100

0,18 / 91

0,45 / 99

0,25 /94

0,18 / 91

0,063 / 82

0,22 / 93

0,13 / 88

0,089 / 85

0,032 / 76

0,2 / 92

0,11 / 87

0,079 / 84

0,028 / 75

0,2 / 92

0,11 / 87

0,079 / 84

0,028 / 75

0,2 / 92

0,11 / 87

0,079 / 84

0,028 / 75


8.2. Борьба с шумом и вибрацией судовых механизмов

Для подавляющего большинства дизелей основными источниками колебаний (в порядке убывания интенсивности) являются системы впуска, выпуска, процесс сгорания, цилиндропоршневая группа, топливоподающая аппаратура, клапанно-распределитель-ный механизм, зубчатые передачи и пр.

Характеристики шума и вибрации приводятся в технических условиях на поставку механизмов.

Источники аэродинамических шумов на всасывании и выпуске судовых дизелей в ряде случаев можно не учитывать, так как обычно они снабжаются эффективными глушителями и практически не влияют на шум механического происхождения, который определяет шумность в МО судна (рис. 8.6).