МИНИСТЕРСТВО ОЬРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Академия
сервиса и экономики
А.Э.Назиров
М.Л.Бурова
Философия
Методические указания
для студентов
Санкт-Петербург
2005 г.
Утверждены Методическим Советом СПбГАСЭ.
Философия. Методические указания. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 28с.
Методические указания рекомендованы студентам СПбГАСЭ, изучающим курс «Философия». Они разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических занятий, методические рекомендации к каждому семинару, литература, темы рефератов, проблемные вопросы, а также методика оценки знаний и умений студентов.
Авторы составители: д-р филос. наук, проф. А.Э.Назиров;
канд. филос. наук доц. М.Л.Бурова
Рецензенты: д-р соц. наук, проф. Р.А. Костин,
канд. культурол. наук доц. А.В. Фролов
Ó Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики
2005 г.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ
Тема 1 Роль философии в жизни человека и общества.
1.Что изучает философия? Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
2. Философское мировоззрение. Основные темы философской рефлексии: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.
3. Функции философии. Философия и наука.
Литература
1 Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч 1, разд. 1. - М., 1999.
2 Таранов Золотая философия. - М., 1999.
3 Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971
4 Библия - М .1990
5 Богомолов А.С Античная философия, - М., 1985
6. Мифологический словарь - М., 1991.
7. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.
8. Мамардашвили М. Как я понимаю философию? - М., 1990.
Методические рекомендации
Философия как особая форма общественного сознания характеризуется наличием основного вопроса, методом, местом и ролью в системе общественного сознания, а также функциями, которые она выполняет. Философия имеет специфику мышления и языка. Спецификой мышления в философии является то, что результат мышления берется вместе с процессом его получения, а специфика языка связана с образованием терминов для обозначения всеобщего. Однако не все категории переводимы на родной язык, поэтому некоторые термины греческого или латинского происхождения остаются без перевода.
При раскрытии первого вопроса следует обратить внимание на то, что идеальное как продукт философской рефлексии над анимистическим содержанием мышления является основой науки. Поэтому с возникновением философии связывается основная историческая ось времени, проходит прорыв через магию (см : К. Ясперс Смысл назначения истории. – М., 1991).
Во втором вопросе следует различать мировоззренческий вопрос о соотношении человека и мира, и гносеологический – о соотношении субъекта и объекта. Необходимо отметить, что на вопрос о сущем (архэ) в историко-философском процессе выделяется 4 варианта ответа, составляющих мета физические установки: природа (античность), Бог (средневековье) субъект и объект (Новое время), иррациональные потребности человека (современность). При этом каждая новая мысль в культуре проходит одни и те же этапы мистика, поэзия, риторика, грамматика, логика и математика.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.