Во втором вопросе необходимо отметить, что И. Фихте помимо тезиса и антитезиса, характерных для кантовской критики чистого разума, вводит в качестве третьего этапа – их синтез. Тем самым, возникает триада «Я», «не Я», «абсолютное Я», сохраняемая и развитая в гегелевской диалектике. Другими важным моментом в философии И. Фихте является идея активности сознания как творческого «Я»;. Ф Шеллинг как бы заменяет субъективное «Я» Фихте на понятие абсолюта, представляющего собой тождество бытия и мышления. Подобное тождество постигается в интуиции философа и художника, и Шеллинг показывает это в работах по натурфилософии и философии искусства.
В третьем вопросе: следует показать, что система Гегеля, представляющая собой последовательную и разветвленную триаду, содержит метод мышления, названный диалектическим. Этот метод формируется как результат критики законов формальной логики Аристотеля и представляет собой предпосылку неклассических логик XX столетия. Диалектический метод мышления исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное себе, взаимодействуя с которым оно развивается. Это выражается в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является методом построения конкретно-научных теорий, в частности, экономической теории Маркса.
В четвертом вопросе следует обратить внимание на попытку Л. Фейербаха преодолеть спекулятивный характер гегелевской философии и от логических оснований мышления перейти к изучению чувственной природы человека. Антропологический материализм Л. Фейербаха, освобождаясь от абсолютной идеи Гегеля, возвращается к французскому материализму, но на основе уровня развития науки XIX века. Аналогично преобразуется религия Бога в религию человека, согласно которой, по Фейербаху, человек человеку Бог.
Темы рефератов
1. Этика И.Канта.
2. Концепция свободы и философии И.Фихте.
3. Философия искусства Ф. Шеллинга.
4. Проблема мышления в философии Г. Гегеля.
5. «Религия любви» Л. Фейербаха.
Вопросы для повторения и самопроверки.
1. Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?
2. В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?
3. В чем состоит активность познающего субъекта в философии И.Фихте и Ф.Шелленга?
4. Г.В.Ф.Гегель о соотношении формальной и диалектической логики.
5. В чем состоит антропологический материализм Л. Фейербаха?
Тема 6. Философия в России
1. Западники и славянофилы: П Чаадаев, А. Герцен, Н.П. Чернышевский, А.С. Хомяков. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.
2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Русский космизм.
3. Философия свободы как учение о человеке Н. Бердяева.
Литература.
1 Асмус В.Ф., В.С. Соловьев: Опыт философской биографии. // Вопр. философии, 1988. - № 6.
2 Бердяев Н.А. Русская идея. // В кн.: «О России и русской философской культуре». - М., 1990.
3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
4 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии СПб., 1995.
5 Ермичев А.А. О философии в России. СПб., 1998.
6 Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1995
7 Герцен А.И.Соч. в 8 т.Т. 2 - М., 1975.
8 Лосев А Владимир Соловьев и его время. - М., 1996.
9 Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.
10 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. - М., 1989.
11 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.
12 Русский космизм. М., 1993
Методические рекомендации
В первом вопросе обратите внимание на единство двух противоположных тенденций в русской философии: ориентация на западноевропейскую культуру и на самобытность русской культуры. Представители последнего направления получили название славянофилов (А.С. Хомяков И.В, Кириевский, К.С. Аксаков), первого – западников (декабристы, революционные демократы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.