Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 5

Во втором вопросе необходимо отметить, что И. Фихте помимо тезиса и антитезиса, характерных для кантовской критики чистого разума, вводит в качестве третьего этапа – их синтез. Тем самым, возникает триада «Я»,  «не Я», «абсолютное Я», сохраняемая и развитая в гегелевской диалектике. Другими важным моментом в философии И. Фихте является идея активности сознания как творческого «Я»;. Ф Шеллинг как бы заменяет субъективное «Я» Фихте на понятие абсолюта, представляющего собой тождество бытия и мышления. Подобное тождество постигается в интуиции  фило­софа и художника, и Шеллинг показывает это в работах по натурфилософии и философии искусства.

В третьем вопросе: следует показать, что система Гегеля, представляющая собой после­довательную и разветвленную триаду, содержит метод мышления, названный диалектическим. Этот метод формируется как результат критики законов формальной логики Аристотеля и представляет собой предпосылку неклассических логик XX столетия. Диалектический метод мышления исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное себе, взаимодей­ствуя с которым оно развивается. Это выражается в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является методом построения конкрет­но-научных теорий, в частности, экономической теории Маркса.

В четвертом вопросе следует обратить внимание на попытку Л. Фей­ербаха преодолеть спекулятивный характер гегелевской философии и от ло­гических оснований мышления перейти к изучению чувственной природы чело­века. Антропологический материализм Л. Фейербаха, освобождаясь от абсо­лютной идеи Гегеля, возвращается к французскому материализму, но на ос­нове уровня развития науки XIX века. Аналогично преобразуется религия Бога в религию человека, согласно которой, по Фейербаху, человек человеку Бог.

Темы рефератов

1.  Этика И.Канта.

2.  Концепция свободы и философии И.Фихте.

3.  Философия искусства Ф. Шеллинга.

4.  Проблема мышления в философии Г. Гегеля.

5.  «Религия любви» Л. Фейербаха.

Вопросы для повторения и самопроверки.

1.  Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?

2.  В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?

3.  В чем состоит активность познающего субъекта в философии И.Фихте и Ф.Шелленга?

4.  Г.В.Ф.Гегель о соотношении формальной и диалектической логики.

5.  В чем состоит антропологический материализм Л. Фейербаха?

Тема 6. Философия в России

1.  Западники и славянофилы: П   Чаадаев, А. Герцен, Н.П. Чернышевский, А.С. Хомяков. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.

2.  Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Русский космизм.

3.  Философия свободы как учение о человеке Н. Бердяева.

Литература.

   1 Асмус В.Ф., В.С. Соловьев: Опыт философской биографии. // Вопр. фи­лософии, 1988. - № 6.

2 Бердяев Н.А. Русская идея. // В кн.: «О России и русской философской культуре». - М., 1990.

3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4 Замалеев А.Ф.  Лекции по истории русской философии СПб., 1995.

5 Ермичев А.А. О философии в России. СПб., 1998.

6 Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1995

7 Герцен А.И.Соч. в 8 т.Т. 2  - М., 1975.

8 Лосев А Владимир Соловьев и его время. - М., 1996.

9 Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.

10 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. - М., 1989.
11 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

12 Русский космизм. М., 1993

Методические рекомендации

В первом вопросе обратите внимание на единство двух противоположных тенденций в русской философии: ориентация на западноевропейскую культуру и на самобытность русской культуры. Представители последнего направления получили  название славянофилов (А.С. Хомяков И.В, Кириевский, К.С. Аксаков),  первого –   западников (декабристы, революционные демократы).