2 Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм (Б Спиноза), дуализм (Р. Декарт), множественность субстанций (Г. Лейбниц).
3 Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.
Литература
1Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. - М . 1972.
2Декарт Р.Рассуждение о методе // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1989.
3. Мир философии. - М., 1991. - ч. 1 и 2.
4 Рассел Б. История западной философии. - М., 2000.
5. Гельвеций К. Об уме // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1977.
6. Длугач Т.Б. Подвиг здравогог смысла, или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., 1995.
Методические рекомендации
Вопросы соотношения единичного и общего в схоластике принимают математическую форму в новоевропейской науке (дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическая геометрия, математическая логика).
Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что под новой философией Ф. Бэкон понимает то, что в наше время называют научной теорией. В методологии научного познания Ф. Бэкона, Р. Декарта формируется новый образ науки, основанный на идеальных моделях, экспериментальной практике и математической форме.
Второй вопрос раскрывается, если учесть, что новоевропейская философия базируется на субъектно-объектном отношении, позволяющим относиться к миру как к образу мира. Тождество и различие бытия и мышления порождают проблему связи онтологии и гносеологии в философии 17 века.
В третьем вопросе необходимо обратить внимание на проблему сознания в философии и естествознании. Ограниченность французского материализма 18 века в решении этой проблемы: при понимании материальною аспекта сознания как свойства, непонимание идеального аспекта сознания как отражения. Отсюда, неспособность решения проблемы соотношения личности и общества, общества и природы.
Темы рефератов
1. Роль метода индукции в научном познании.
2. Роль метода дедукции в построении научной теории.
3. Проблема субстанции в философии Спинозы и Лейбница.
4. Проблема личности, среды и воспитания в учении французских материалистов 18 в.
Вопросы для повторения и самопроверки.
1. Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?
2. Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?
3. Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?
4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?
5. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?
Тема 5. Классическая немецкая философия
1. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этика.
2. Послекантовский немецкий идеализм (диалектика "Я" и "не Я" И. Фихте, натурфилософия Ф.Шеллинга).
3. Система Гегеля и его диалектический метод.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Литература
1. Кант И.Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука // Соч. в 8 т. Т.4. М.1994.
2. Асмус В. Иммамунл Кант. - М., 1987.
3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // В 3т. - М., 1974-1977
4. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.
5. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, Энгельс Соч. Т.21
7. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Методические рекомендации
В раскрытии первого вопроса следует иметь в виду, что И. Кант предложил вариант решения дилеммы эмпиризма и рационализма: знание, полученное из опыта, и априорное (доопытное). Знание существует на 3 уровнях познания: чувственном, рассудочном, разумном, а учение об этих формах знания получило название трансцендентальной, соответственно, эстетики, аналитики, диалектики. Чистый разум и способность суждения, по И. Канту, подчинены практическому разуму, а наука служит нравственным нормам, выраженным в категорическом императиве
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.