Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопозитивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в механизм детерминации научного знания.
Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработанной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрессии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления сублимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либидо и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.
Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Переживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий человек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеяться, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.
Темы рефератов.
1. Проблема духовной свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.
2. Социальная концепция позитивизма.
3 Человек и культура с позиции психоаналитического метода.
4. Проблема человека в западной философии.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Этапы развития позитивизма.
2. Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ в.
3. Революция в математике в начале XX в.
4. Принципы верификации и фальсификационизма.
5. Понимание истины в прагматизме.
6. Понимание бытия в экзистенционализме.
7. Признаки неклассической философии ХХ века.
Тема 8. Проблема бытия в философии.
1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основное формы бытия.
2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.
3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.
4 Проблема единства мира.
Литература
1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990.
2 Библия, Книга бытия. - М, 1990.
3 Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1.
4. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988.
5. Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.