Методические рекомендации
В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в философии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основания кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отвечают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, множественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - материализм. Общественное бытие как система общественно-материальных отношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.
Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).
В третьем вопросе необходимо определить движение как способ существования материи, движение как сущность пространства и времени. Противоречивость движения состоит в повторяемости устойчивости в сфере изменчивости, т.е. движение есть нахождение объекта в данном месте и не нахождении в нем одновременно. Такое понимание сущности движения представляет собой синтез тезиса и антитезиса, позволяет решить апории Зенона и входит в основание научных теорий рожденных форм движения материи, классификация которых состоит в их расположении от простых к сложным, от низшей (механическая) к высшей (социальная). Пространство и время как формы существования материи, т.е. ее атрибуты, имеют свойства, изучаемые в философии и в математике. Свойства пространства, изучаемые в философии: граница, место, протяженность, ориентация (правое-левое); времени: длительность, мгновение, хронологическая структура (от прошлого к будущему). Свойства пространства, изучаемые в математике, делятся на метрические (длина, кривизна, однородность, изотропность) и топологические (мерность, континуальность, связность), а времени – метрические (скорость течения, однородность), топологические (мерность, континуальность, необратимость, однонаправленость). Свойства пространства и времени зависят от структурной организации материи и специфики в различных ее формах.
Четвертый вопрос посвящен проблеме единства мира, состоящей не в том, что он мыслится как единый (идеализм) и не в том. что он состоит из первоэлементов (метафизический материализм), а в том. что он материален (диалектический материализм). Материальное единство мира проявляется в единстве его закономерностей, пространственно-временной определенности, в отсутствии универсальных свойств без их носителей (субстратность). Принцип материального единства мира служит методологической основой в построении конкретно-научных теорий
Темы рефератов
1. Бытие как всеобщее, особенное и единичное.
2. Категория "бытия" в классической немецкой философии.
3. Общественное бытие: свобода, творчество, необходимость.
4. Сущность и специфика социального времени и пространства.
5. Бытие мира и человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.