Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 11

Темы рефератов

1.  Знание, отражение, информация.

2.  Научная картина мира и типы рациональности.

3.  Этические проблемы науки.

4. Единство исторического и логического познания.

5.  Развитие научного знания в современной философии и методологии науки.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Формы чувственного познания.

2. Формы логического познания.

3. Понятие истины, виды истины.

4. Стадии эмпирического познания.

5. Стадии теоретического познания.

Тема 11 Человек и смысл его существования

1.Природа сущность, предназначение человека

а) соотношение природного и общественного в человеке;

б) биология человека в эпоху НТР;

в) проблема смысла жизни.

2. Понятие личности. Нравственные основы личности.

3 Человек во Вселенной.

Литература

1.  Батутина Г.О.  Происхождение человека. Новосибирск, 1993.

2.  Буева А.П. Человек: деятельность и общение. - М.   1978

3.  Дубинин Н. Что такое человек - М , 1983.

4.  Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л. 1981.

5.  Марцинковский И.А. Смысл жизни. М., 1997

6.  Никитин Е.П. Самоутверждение человека // Вопр. философии, 1997, №9.

7.  Туровский М.В. Предыстория интеллекта М., 2000г.

8.  Лосев А.Ф. Человек. // Филос. науки. - М.. 1988. - №10.

9.  Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на три уровня в струк­туре человека: биологическая основа, психологическая структура и социаль­ная сущность. Биологическая основа помимо анатомических особенностей включает в себя генетическую природу, подчиняющуюся общегенетическим и биологическим закономерностям. Современная генная инженерия позволяет прогнозировать и производить профилактику наследственных заболеваний, производить искусственное осеменение женщины, клонирование. НТР обес­печивает возможность пересадки искусственных органов, их пересадку и адаптацию человека к условиям его бытия. Проблема антропосоциогенеза со­стоит в выявлении соотношения природного и социального в происхождении и развитии человека. Эта проблема, в общем виде, решается введением понятия практики как опосредующего связь иде­ального и природного. Практика, рассматриваемая по отношению к природному, выступает в качестве экономической структуры, а по отношению к идеальному - в качестве антропологической. Первое отношение - основание общественных наук, второе - гуманитарных, изучающих духовные качества человека как аспект его бессмертия.

Ко второму вопросуследует подходить с позиций проявления духовности в нравственно-эстетической сфере. В личности как сово­купности социальных качеств человека нравственные основы имеют основополагающее значение, т. к. состоят в отношении человека к миру и к себе. Это отношение выражается в понятиях смысла жизни как стремления к общему и личному благу и счастья как реализации общечеловеческой сущности в индивидуальной форме.

В третьем вопросераскрывается соотношение человека и Вселенной как неорганического тела человека. Если физическая Все­ленная содержит четыре типа взаимодействия (гравитационное, элек­тромагнитное, сильное и слабое), то человек - продукт пятого универсального  взаимодействия человека - практики, определяющей  сущность

Темы рефератов

1. Человек - фундаментальная категория философии.

2.  Проблемы свободы человека в русской философии.

3.  Диалектика коллективизма и индивидуальности.

4.  Назначение человека и смысл его жизни.

Вопросы для повторения и самопроверки