3. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Проблема веры и разума. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.
4. Философия Возрождения: проблема имманентного бытия Бога. Социально - политические концепции.
Литература
1. Августин Аврелий. Исповедь – М., 1991.
2. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969. - т. 1, ч.2. - с. 581-605; 787-907.
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
4. Роузентал Франц. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978.
5. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.
6. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.
7. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.
8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
9. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. – М., 1990.
Методические указания
Средневековая христианская философия проходила этапы апологетики, патристики и схоластики. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что в апологетике Оригена и Климента Александрийского содержится ссылка на герметизм древнего Египта, что позволяет интерпретировать характер христианского мировоззрения как аллегорический и символический.
Второй вопрос содержит указания на специфику христианского Бога как сверхприродной и сверхразумной сущности, раскрывающейся в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах соответственно: Бог как творец мира, высшая цель познания, высшая ценность. В постановке вопроса о божественном творении мира содержится предпосылка проблемы универсалий, соотношения общего и единичного.
В третьем вопросе обратите внимание на идею Ф.Аквинского отношения к Богу как к пределу и идеальному, которое является предпосылкой теории пределов в математике и идеальных моделей в новоевропейской науке. Соотношение веры и разума в трудах Фомы Аквинского, т.е. концепция двух истин: откровения и логически выводного знания предвосхищает строение первой научной теории, содержащей принципы и фундаментальные законы. Появляется новое отношение к Богу.
В четвертом вопросе,в работах Н. Кузанского, знаменующих собой переход от средневековой схоластики к философии Возрождения, как к не иному по отношению к миру, природа, а из этого следует идея не греховной природы человека (предпосылка гуманизма эпохи Возрождения и эстетизации человека). Кроме того, поскольку Бог в природе и говорит "языком математики", занятие математическим естествознанием становится продолжением средневековой традиции познания Бога новыми средствами. На этой мировоззренческой установке возникают явления Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Декарта.
Социально-политические концепцииследует раскрывать исходя из антропоцентризма мировоззрения Возрождения, обоснованного М. Монтенем, Э. Роттердамским, Н Макиавелли, Т. Мором.
Темы рефератов
1. Влияние нравственных и философских идей Библии на развитие философии Средневековья.
2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.
3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.
4. Геоцентризм и проблемы человека.
Вопросы для повторения и самопроверки
1. Каковы этапы развития средневековой философии?
2. Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.
3. Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?
4. Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?
5. Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?
Тема 4. Философия Нового времени.
1 Проблема познания - центральная проблема философии Нового времени. Проблема метода научного познания эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.