Темы рефератов
1. Соотношение сознательного и бессознательного в концепциях 3. Фрейда и неофрейдистов.
2. Экстрасенсорные и парапсихологические явления. Гносеологический анализ.
3. Природа идеального.
4. Культура самосознания.
5. Искусственный интеллект.
Вопросы для повторения и самопроверки
1 В каком отношении сознание материально и в каком идеально
2. Соотношение бессознательного, сознательного и сверхсознательного.
3 Соотношение знака, значения и смысла.
4. Соотношение языка и мышления.
5. Соотношение предметно-практического и абстрактного мышления.
Тема 10. Философская концепция познания.
1.Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное познание.
2Понятие истины. Абсолютная и относительная истина. Научные и вненаучные формы знания.
3. Социальное познание Истина и ценность. Знание и вера.
4. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. Стиль научного мышления, научная картина мира, тип рациональности.
Литература
1. Алексеев П.В.. Панин А. 3. Теория познания и диалектика. – М., 2000.
2. Наука: возможности и границы. М., 2003.
3. Диалектика, познание, наука. - М., 1990.
4. Ильин В,В. Философия науки. - М., 2003.
5. Научные и вненаучные формы в социальном познании. - М., 1985
6. Рассел Б. Человеческое познание - М., 1987.
7. Философия и методология науки. М., 1996.
8. Назиров А.Э. Философия науки. СПб 2004.
Методические рекомендации
В первом вопросе раскрывается понятие познания как взаимодействие субъекта и объекта, аспектом которого является отражение. Формы чувственного и логического познания определяются через понятие отражения. Ощущение есть отражение отдельных внешних признаков предметов, восприятие - внешних признаков в целостности, представление - отражение без непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Понятие - отражение общих признаков, суждение - утверждение или отрицание наличия признаков, умозаключение - вывод на основе суждений. Преувеличение роли чувственного познания в философии получило название сенсуализма, а логического - рационализма.
Во втором вопросе следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолютная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая зависит от цели, задаваемой практикой. Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией. Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением.
В третьем вопросе необходимо вскрыть специфику социального объекта познания, состоящего во включенности сознательной деятельности людей в общественно-исторический процесс. Марксизм выделяет в обществе материальные и духовные факторы, рассматривая детерминацию духовного материальным, а современная неклассическая социология рассматривает эти факторы как равнозначные.
Четвертый вопрос предполагает рассмотрение науки в гносеологическом, социологическом и праксиологическом аспектах. Научное знание в гносеологическом аспекте есть отражение объекта субъектом на уровне явления и сущности, т.е. на эмпирическом и теоретическом уровнях. Операционализм рассматривает деятельностную, операциональную природу знания и трансформацию операциональной природы от эмпирического уровня к теоретическому.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.