Методические указания студентам, изучающим курс «Философия», страница 10

Темы рефератов

1.  Соотношение сознательного и бессознательного в концепциях  3. Фрейда и неофрейдистов.

2.  Экстрасенсорные и парапсихологические явления. Гносеологический анализ.

3.  Природа идеального.

4. Культура самосознания.

5.  Искусственный интеллект.

Вопросы для повторения и самопроверки

1 В каком отношении сознание материально и в каком идеально

2. Соотношение бессознательного, сознательного и сверхсознательного.

3 Соотношение знака, значения и смысла.

4.  Соотношение языка и мышления.

5.  Соотношение предметно-практического и абстрактного мышления.

Тема 10. Философская концепция познания.

1.Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное познание.

2Понятие истины. Абсолютная и относительная  истина.   Научные и вненаучные формы знания.

3.  Социальное познание  Истина и ценность. Знание и вера.

4.  Наука как система знания, деятельность и социальный институт. Стиль научного мышления, научная картина мира, тип рациональности.

Литература

1.  Алексеев П.В.. Панин А. 3. Теория познания и диалектика. – М., 2000.

2.  Наука: возможности и границы. М., 2003.

3.  Диалектика, познание, наука. - М., 1990.

4.  Ильин В,В. Философия науки. - М., 2003.

5.  Научные и вненаучные формы в социальном познании. - М., 1985

6.  Рассел Б. Человеческое познание  - М., 1987.

7.   Философия и методология науки. М., 1996.

8.  Назиров А.Э. Философия науки. СПб 2004. 

Методические рекомендации

В первом вопросе раскрывается понятие познания как взаимодействие субъекта и объекта, аспектом которого является отражение. Формы чувствен­ного и логического познания определяются через понятие отражения. Ощу­щение есть отражение отдельных внешних признаков предметов, восприятие - внешних признаков в целостности, представление - отражение без непо­средственного взаимодействия субъекта и объекта. Понятие - отражение об­щих признаков, суждение - утверждение или отрицание наличия признаков, умозаключение - вывод на основе суждений. Преувеличение роли чувственно­го познания в философии получило название сенсуализма, а логического - рационализма.

Во втором вопросе следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолют­ная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая  зависит   от цели, задаваемой практикой.   Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией.  Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением.

В третьем вопросе необходимо вскрыть специфику социального объекта познания, состоящего во включенности сознательной деятельности лю­дей в общественно-исторический процесс. Марксизм выделяет в обществе материальные и духовные факторы, рассматривая детерминацию духовного материальным, а современная неклассическая социология рассматривает эти факторы как равнозначные.

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение науки в гносеологи­ческом, социологическом и праксиологическом аспектах. Научное знание в гносеологическом аспекте есть отражение объекта субъектом на уровне явле­ния и сущности, т.е. на эмпирическом и теоретическом уровнях. Операционализм рассматривает деятельностную, операциональную природу знания и трансформацию операциональной природы от эмпирического уровня к теоре­тическому.