Леция 7. Наука
5.1. Наука - явление многогранное
Слово “наука” многозначно: “...Ученье, выучка, обученье || чему учат или учатся; всякое ремесло, умение и знание; но в высшем значении... не один только навык, а разумное и связное знание...” (Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. - М., 1994. - С.488.).
Во многих языках наблюдается взаимозаменимость слов “наука” и “учение”, а также синкретизация (сращение) нескольких значений. Так, в словаре С.И. Ожегова “наука” толкуется трояко: “система знаний”, “отдельная отрасль таких знаний”, “то, что поучает, дает опыт, урок. О трудностях перевода с древних языков на современные известно. Так, латинское слово “scientia” переводится в зависимости от контекста как “умение”, “опытность”, “знание”, “отрасль знаний”... Русскому слову “наука” соответствуют древнегреческие “эпистеме”, “гнозис”, “матезис”, “историа” и множество других.
Многозначность слова, противоречивость понятия “наука” отражают противоречивость самого объективно существующего социального явления, его сложность, многогранность, историческую динамику.
Различаются три аспекта бытия науки: познавательная деятельность, социальный институт, особая сфера культуры. Некоторые авторы акцентируют различие между процессом получения знаний (познавательной деятельностью) и результатом этого процесса (системой знаний). В работах многих других упоминается не “особая сфера культуры”, а “наука как производительная сила”, что, на наш взгляд, отнюдь не то же самое. В некоторых же учебниках третий аспект называют так: “особая область деятельности и элемент культуры” (содержание аспекта при этом не раскрывается). За разночтением скрываются серьезные идейные разногласия, трудносовместимые теоретические принципы. В мировой практике исторически сложились два главных методологических подхода к изучению науки. При первом подходе (его иногда называют нормативно-эпистемологическим) наука рассматривается сквозь призму некоторого эпистемологического идеала, как чистое знание; при втором (условно назовем его социологическим) изучается реально существующее социальное явление, наука как социокультурно обусловленная деятельность. Вот почему нередко аспект “познавательная деятельность”, выделенный именно в рамках социологических исследований, объединяется со “сферой культуры” и даже с “социальным институтом”, а не с “системой знаний”, под которой подразумевается предмет логико-методологического, точнее, нормативно-эпистемологического анализа.
Итак, современная наука (или наука в современном понимании?) - явление многогранное.
1) Система знаний плюс познавательная деятельность (подробно см. Тему 3).
2) Социальный институт (наряду с государством, церковью, семьей):
а) научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения;
б) профессиональные объединения со своими уставами и ценностными ориентациями;
в) коммерческие структуры, фонды, комитеты и т.п.;
г) периодические издания;
д) материально-техническая инфраструктура.
3) Сфера духовной и материальной культуры, сторона общественного производства, “производительная сила”:
а) собственно наукоёмкие отрасли производства;
б) присутствие достижений науки в остальных отраслях, в сфере быта, в военной сфере, в любых сферах общественной жизни;
в) система управления производством (и обществом в целом);
г) специфические каналы проникновения научных знаний и методов в сферу практики (сети научно-технической информации, система подготовки кадров, стимулирование инновационной деятельности, мода на всё “научное”);
д) фактор общественного разделения труда и трансформации социальной структуры (изменяются характер производственно-технических и производственно-экономических отношений, состав профессиональных групп, демографическая структура и т.д.);
е) фактор развития культуры, идеологии, общественного сознания в целом;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.