2) Умозрительность, выразившаяся, с одной стороны, в недооценке значения опытного знания; а, с другой,- в господстве натурфилософских учений. Натурфилософия - это умозрительное истолкование явлений природы, которая рассматривается как одно целое, единый живой Космос. Натурфилософия основана на произвольных аналогиях и домыслах, сочетает элементы разнообразных научных знаний, философии, мифологии, здравого смысла. Например, “физика” Аристотеля постулировала принципиальное различие между надлунным (небесным) и подлунным (земным) мирами, существование Перводвигателя и первоматерии, наличие целесообразности в природе и стремление всех тел в конечном Космосе к своему “естественному месту”...
3) Разрыв между математическим знанием и естествознанием: неверие в возможность применения математики к исследованию природы, неразработанность количественных методов исследования, господство так называемой “качественной физики”.
4) Неоформленность науки в качестве социального института (по крайней мере, в том виде, в каком он оформился в Новое Время).
На протяжении двух тысячелетий развитие научно-философской мысли протекало (впрочем, протекает и по сей день) под знаком дискуссии между Платоном и Аристотелем по кардинальным мировоззренческим и методологическим вопросам. Сравним некоторые положения двух научных программ.
Платон и его сторонники
Аристотель и его сторонники
1) Противопоставление философии обыденным представлениям, низкая оценка здравого смысла
Высокая оценка здравого смысла, отказ от противопоставления повседневного опыта науке и философии
2) Чувства, ощущения не могут быть источником истинного знания; тело - темница души
Ощущения являются необходимой ступенью познания
3) Концепция двух миров (мир эйдосов и мир телесных вещей)
Концепция единого мира
4) Реально (и притом отдельно от вещей) существует лишь общее
Реальны единичные сущности; общее присутствует в самих единичных вещах
5) Научное знание - это знание общего
Научному познанию подлежит особенное, уникальное
6) Знание высших истин врождено человеку; познание - это вспоминание виденного душой в потустороннем мире
Знания не врождены, а являются результатом личного опыта, истории общества, истории науки
7) Достоверное знание возможно лишь о том, что доступно математике, о том, что неизменно, неподвижно; научное исследование природы невозможно
Невозможно понять природу, если исходить из того, что она устроена по законам математики; центральным понятием физики, исследующей природу, является движение
8) Метод науки - диалектика
Метод науки - аналитика, формальная логика
9) Ориентируется на “небесные” ценности, расположен к созданию политических утопий, ко всякого рода крайностям
Ориентируется на “земные” ценности, на реальное положение вещей, предпочитает компромиссные решения
10) Склоняется к гипотезе о бессмертии души
Склоняется к гипотезе о смертности души
Главной особенностью средневекового мировоззрения, в том числе, науки, является теоцентризм, то есть подчиненность принципам теистической религии, а именно, христианства. Какие бы исследования ученый не проводил, какие бы результаты не получал, догматы христианского вероучения (авторитет Писания) оставались для него непререкаемыми!
Теизм (от греч. theos - бог) - это религиозная концепция, суть которой заключатся в следующем. Единый, всемогущий, всеведущий Бог (принцип монотеизма), являющийся личностью (принцип персонализма) и пребывающий вне мира, вне пространства и времени (принцип трансцендентности), сотворил мир из ничего в акте свободной воли (принцип креационизма) и полностью распоряжается им, открывая человеку Истину через Священное Писание (принцип ревеляционизма, или откровения). Теистических религий три: иудаизм, христианство, ислам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.