Окончательно отверг бэконовскую классификацию и заложил фундамент современной Огюст Конт (1798-1857). Он предложил классифицировать науки не по способностям ума (ведь любая способность применяется в любой области знаний), а по предмету, по содержанию. Конт сгруппировал науки в восходящем порядке, от простого - к сложному, от абстрактного - к конкретному, от точного знания - к менее точному, от древних дисциплин - к более поздним. Получился привычный ряд: математика (включает логику, механику), астрономия, физика, химия, физиология, социология, мораль. Ряд можно сжать до трех ступеней: математико-астрономические науки, физико-химические, социально-биологические.
Систему Конта усовершенствовал Герберт Спенсер (1820-1903). Он дифференцировал науки абстрактные (они изучают форму явлений), абстрактно-конкретные (они изучают элементы самих явлений) и конкретные (они изучают явления в их целостности). К абстрактным наукам Спенсер отнес логику и математику; к абстрактно-конкретным - механику, физику, химию; к конкретным - астрономию, геологию, биологию, психологию, социологию.
Усилия Конта и Спенсера были направлены на построение единой системы знаний. При этом энтузиасты “позитивной философии” равнялись на науки естественные, а специфику гуманитарных недооценивали. Реакцией со стороны гуманитариев стало резкое противопоставление наукам о природе “наук о духе” и даже отрицание способности разума (науки) понимать сущность социальных явлений. Стремясь преодолеть, с одной стороны, позитивистский редукционизм, а, с другой,- разрыв между культурно-историческим познанием и естественнонаучным, неокантианцы Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936) предложили различать науки не по предмету, а по методу. Естественные науки пользуются номотетическим методом, который сводится к обобщению, к установлению законов. Культурно-исторические науки, напротив, используют идиографический метод, суть которого заключается в том, чтобы вырвать из потока событий неповторимое (но при этом существенное!) явление и описать особенности индивидуальные, невыразимые посредством общих понятий. Действительность одна. Разделение же ее на две предметные области - на природу и историю - обусловлено применением двух разных методов, то есть нашей мыслительной деятельностью: обобщая, разум конструирует природу; индивидуализируя,- предмет исторического познания.
Более или менее оригинальные классификации принадлежат Томасу Гоббсу, Готфриду Лейбницу, Георгу Гегелю, Фридриху Шеллингу, Фридриху Энгельсу, Вильгельму Дильтею...
В наши дни все научные дисциплины обычно объединяют в три группы: естественные науки, общественные, технические. Проблема детальной классификации пока не решена. Не удается однозначно определить статус математики, логики, философии, положение географии и геологии... Часто науки подразделяются на фундаментальные (их цель - познание законов природы и общества) и прикладные (цель - применение результатов фундаментальных исследований на практике). Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) различал “науки, общие для всей реальности” (математика, физика, химия) и “науки о Земле” (биология, геология, история). Последователи Вернадского добавили еще несколько комплексов: “науки о человеке”, “науки о живом”. Сегодня, в условиях развертывания междисциплинарных исследований, когда конкретное сочетание дисциплин диктуется характером решаемой проблемы, обнаружение подобных комплексов становится, по-видимому, наиболее перспективным принципом классификации. В этой связи, можно идентифицировать три фазы эволюции науки:
I) первоначальное, относительно единое научное знание;
II) формирование конкретных наук и их размежевание, достигшее апогея в XIX веке;
III) продолжающая набирать темпы интеграция наук.
Если во второй фазе новые отрасли возникают вследствие
разграничения предметов исследования, путем дробления единого массива знания,
то в третьей фазе, наоборот, устанавливаются междисциплинарные связи, науки
рождаются преимущественно на стыке: биофизика, биогеохимия, бионика, общая
теория систем, синергетика, антропология, танатология, социобиология,
компаративистика, глобалистика и др. Однако превращать схему в догму не
следует: на любом отрезке истории тенденция к специализации знания сосуществует
с тенденцией к интеграции. С одной стороны, уже в глубокой древности никто не
смешивал профессии математика, медика, историка и ритора (представляется крайне
неудачным кочующее из учебника в учебник выражение “науки отпочковались от
философии”). С другой,- даже в эпоху триумфа узкой специализации единство
научного знания сомнению не подвергалось (вспомним опыты Джозефа Пристли или
историю открытия законов сохранения).
5.2. Структура научного знания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.