Научное познание отличается от прочих форм познавательной деятельности, в частности, от познания обыденного по следующим признакам.
1) По целям и ценностям. Наука характеризуется стремлением к бесконечному расширению области достоверного (=истинного) знания, к знанию абсолютно полному и глубокому, а значит, не только к описанию явлений, но непременно к их объяснению и предсказанию. В качестве ценности (и, соответственно, цели) могут выступать не только духовное самосовершенствование, власть над природой, преобразование общества, но и знание само по себе, его новизна и полнота, непосредственно не мотивированные практическими потребностями.
2) По степени достоверности, по способам установления истинности знания, по критериям истины. Научное познание основывается на опыте (а не на умозрении, откровении и т.п.). Достоверными признаются результаты объективные, то есть не зависящие от субъективных особенностей исследователя, точно воспроизводимые при наличии у эксперта необходимых навыков и средств. В науке предъявляются особые требования и к логическому обоснованию знания, и к его практическому подтверждению.
3) По предмету, а иногда и по объекту познания (квазары, вирусы) и, соответственно, по содержанию полученного знания. Научно-познавательная деятельность ориентирована на поиск общего в многообразном, на установление причинно-следственных зависимостей, на открытие законов, то есть общих, существенных, необходимых, внутренних, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями. Однако общими закономерностями ученый интересуется лишь затем, чтобы, зная их, понять и объяснить любое единичное явление природы или неповторимое историческое событие. Таким образом, подлинным предметом науки выступает не отвлеченно понятая общность, а ее проявление в особенном.
4) По методам и средствам познания. Научное познание предполагает использование специфических методов, которые подразделяются на эмпирические и теоретические, а также специфических средств, вещественно-материальных (специальное оборудование) и духовно-практических (логические правила, математический аппарат, системы символов, формализованные языки). Совершенно особое место принадлежит естественному языку, который - в форме профессионально дифференцированного подъязыка - служит главным средством означивания любых искусственных языков и средством интерпретации полученных результатов.
Эксперимент, безусловно, является методом познания, а экспериментальное оборудование - средством. А к чему относится технология проведения эксперимента? Очевидно, технологические принципы, физические процессы, используемые в эксперименте (в отличие от методологической схемы, реализующейся через них, от исследовательского содержания эксперимента), следует считать средством познания, а не методом, хотя, конечно, оторвать смысл от материальной субстанции можно только путем абстракции.
5) По форме организации знания. Научное знание выражено в ясных и отчетливых понятиях, в форме теорий, классификаций, фактов (см. ниже). Ему присущи системность, обоснованность (доказательность), максимальная экономность средств выражения. Кроме того, оно отличается глубоким единством (не только отдельные теории, но и целые науки, например, физика и биология, не могут противоречить одна другой).
6) По особенностям самосознания. Научному познанию свойственна глубокая методологическая рефлексия: исследование объекта сопряжено с непрерывным осознанием, обоснованием, исправлением методов. Ученый всегда готов к критическому пересмотру устоявшихся представлений.
7) По субъекту познания. Научное знание по праву считается высоко специализированным. Его творцами и носителями являются, как правило, члены профессиональных сообществ, получившие соответствующее образование или прошедшие необходимую подготовку.
8) По социальным функциям.
9) По особенностям исторического развития. В частности, научное знание - едва ли не единственная область духовной культуры, где четко прослеживается прогресс; при этом оно, пожалуй, в меньшей степени, чем остальные формы духа, несет на себе печать конкретной исторической обстановки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.