ж) фактор преобразования телесной и психической организации человека, его способностей и потребностей, духовного мира.
Непосредственно в связи (и частенько вперемежку) с аспектами науки говорят о ее социальных функциях. В учебной программе упоминаются почему-то три “функции науки в жизни общества”: мировоззрение, производительная и социальная сила. Отдельно выделена также “роль науки в образовании и формировании личности”. Расшифровывая понятие “наука как социальная сила” одни авторы пишут преимущественно об использовании научных знаний при разработке масштабных программ социально-экономического развития (и при решении глобальных проблем), о внедрении научных методов в управление социальными процессами; другие - о гражданской, общественно-политической деятельности ученых, об их участии в определении целей общественного развития.
Целесообразно дифференцировать следующие функции науки (точнее комплексы функций).
1) Гносеологические функции:
- собственно познавательные, информационно-отражательные (расширение области объективного знания, то есть открытие, описание, объяснение и предсказание явлений; хранение, обработка и передача информации; особое место следует отвести предвидению в глобально-историческом масштабе);
- теоретико-конструкционные, проективные (инновационные технологии, изобретения безотносительно к их практической реализации);
- методологические (наука служит образцом, средством интеграции и интерпретации в отношении остальных форм познания и форм деятельности, элементы научных знаний и методов усваиваются обыденным сознанием, теологией, искусством);
- мировоззренческие (в мировоззрении современного человека высок удельный вес научных представлений).
2) Практически-преобразовательные функции:
- производственно-экономические, включая политико-экономические (военные технологии как условие общественного производства), социально-экономические (быт) и т.п. (см. выше);
- социально-политические, даже социально-исторические (управление социальными процессами; укрепление сложившихся в обществе властных отношений, либо их подрыв; обеспечение условий для построения демократического, или “открытого” общества, причем, условия эти не сводятся к решению мировоззренческо-идеологических задач, а включают создание материально-технической базы, информационной инфраструктуры и т.п.; международная интеграция; решение глобальных проблем);
- образовательно-воспитательные;
- экологические (защита окружающей среды, восстановление природных ресурсов, управление биосферно-биоценотическими процессами; решение глобальных проблем);
- медико-биологические.
Помимо названных, очевидно, можно вычленить и некоторые другие функции, например, коммуникативную (научная деятельность как средство общения), экспрессивную (средство самовыражения), эстетическую (средство удовлетворения эстетических потребностей человека).
Поскольку характер явления, называемого наукой, варьирует от отрасли к отрасли и от эпохи к эпохе, ответ на вопрос “Что такое наука?” предполагает решение, по меньшей мере, трех взаимосвязанных проблем:
- установление существенных признаков науки, прежде всего, научного знания (чем оно отличается от знания ненаучного?);
- классификация наук (синхронический срез);
- периодизация науки (диахронический срез).
Показателен в этом отношении пример Аристотеля. В трудах великого философа одновременно рождаются и наука, и наука о науке. Ведь наука предполагает знание о себе самой и не может возникнуть стихийно. Так вот, с одной стороны, он разработал принципы классификации наук (по предмету и по методу). С другой,- указал отличительные признаки научного знания в целом.
По убеждению Аристотеля (384-322 до н.э.), научному знанию присущи три особенности:
a) доказательность, связанная со всеобщностью и необходимостью научных положений;
b) объяснительность, связанная с установлением факта, его сущности, причины и условий существования;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.