Лекция 4. Философия Нового Времени
Ф. БЭКОН — РОДОНАЧАЛЬНИК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОГРАММА Р. ДЕКАРТА
АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ: ГОББС, ЛОКК, БЕРКЛИ, ЮМ
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА
Социально-экономические сдвиги, связанные с зарождением капиталистических отношений в недрах феодального общества, расцвет городов, подъем в различных сферах производства, оживление частной инициативы, начавшееся духовное и политическое раскрепощение индивида послужили предпосылками культуры Возрождения, господствовавшей в XIV-XVI вв. Неотъемлемой частью этой культуры была и философская мысль.
Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения.
1. Мировоззренческий и методологический антропоцентризм: человек рассматривается в качестве центра всего мироздания и, соответственно, в качестве главного предмета философии.
2. Гуманистическая направленность. Гуманизм (от лат. "гуманус" — '"человеческий") — это система воззрений, суть которой заключается в признании неотъемлемого права человека не счастье, свободу, развитие всех своих способностей. Гуманисты эпохи Возрождения (впрочем, как и современные) рассматривали благо человека в качестве критерия для оценки как отдельных социальных явлений, так и общества в целом, оправдывали стремление к земным наслаждениям.
3. Исключительное внимание к античному наследию; стремление вписать идеи классиков античной культуры, в частности, учение Эпикура, в христианское мировоззрение и сделать христианство, так сказать, более светским, "естественным", "разумным".
4. Преобладание пантеистической, неоплатонической натурфилософии. Изучение природы главным образом под знаменем возвращения к Платону и критики схоластически истолкованного Аристотеля.
5. Антиклерикализм, то есть борьба против политического, экономического, духовного господства церкви, хотя среди мыслителей Возрождения встречаются и высшие иерархи церкви и государства (папы, кардиналы, канцлеры).
Крупнейшим философом эпохи Возрождения является Николай Кузанский (XV в.), на чьем учении о совпадении противоположностей мы сейчас и остановимся.
Познание чего-либо единичного и относительного предполагает знание некоторой единой, объективной меры всех вещей. Такой мерой всего, под которой Николай Кузанский понимает то Бога, то Вселенную, способно быть только единое и бесконечное. Бесконечное - это максимум, то, превыше чего ничего не может быть.
Казалось бы, противоположностью максимума выступает минимум. Однако минимум... совпадает с максимумом. Максимум един и единственен, поскольку объемлет все, в том числе и минимум.
Вообразите маленький круг. Мысленно представьте, как его радиус постепенно увеличивается, а окружность как бы "распрямляется". При увеличении радиуса до бесконечности окружность... превращается в прямую. Бесконечно минимальная >кривизна тождественна прямизне. У бесконечной окружности центр (точка, минимум) совпадает со всем диаметром (с прямой, с максимумом), поскольку середина такого бесконечного диаметра находится везде.
Вообразите равнобедренный треугольник. Чем длиннее бедра, тем меньше угол, образуемый ими в вершине треугольника. При мысленном увеличении длины бедер до бесконечности угол исчезает, и весь треугольник превращается в прямую.
Вообразите юлу, вращающуюся с бесконечно большой скоростью. В любой момент времени точка А на поверхности юлы, уже совершив полный оборот, находится в исходной позиции перед глазами наблюдателя. Следовательно, движение с бесконечно большой скоростью тождественно... покою.
Таким образом, в бесконечности, то есть в абсолютно совершенном уме Бога или с точки зрения абсолютно объективной, полной картины Вселенной, все со всем совпадает, противоположности тождественны, любое число равно любому другому.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.