Философия Нового Времени, страница 3

3. Ряд социально-исторических факторов: падение Константинополя (1453), первая общеевропейская война (1618-1648) и др.

4. Оформление науки как особого социального института (наряду с церковью и государством): открываются академии наук (XV-XVIII вв.), складывается "республика ученых" во главе с Эразмом Роттердамским и т.д. (см. Приложение 3).

5. Вал научных открытий и технических изобретений (см. Приложение 3).

6. Реформация (XVI в.), обострение межконфессиональных противоречий (между католиками и протестантами) и противоречий между церковью и "светом", возникновение внеконфессионального христианства и общий кризис религиозной идеологии, наконец, постепенное установление климата веротерпимости.

7. Расцвет и кризис культуры Возрождения, настроение глубокого скептицизма, распространившегося в XVI в. в общественной жизни, в литературе, в философии.

Ф. БЭКОН — РОДОНАЧАЛЬНИК ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), проделавший путь от судебного адвоката до лорда-канцлера Англии, стал первым теоретиком "новой" науки. В отличие от античных и средневековых философов он считал, что конечная цель науки — не мудрость ради мудрости, не знания ради самих же знаний, а изобретения и открытия, увеличение власти человека над природой, улучшение материальной жизни людей, а вследствие этого и предотвращение социальных конфликтов.

Поскольку настоящую власть над природой способно дать лишь истинное знание, то стремление к истине и стремление к извлечению пользы совпадают: чем истиннее, тем полезнее. Вот почему и проведение научных исследований, и управление производством, и распоряжение природными ресурсами должны стать функциями научно-технического центра государства ("Дома Соломона", описанного канцлером-философом в утопии "Новая Атлантида").

Бэкон подвергает критике, с одной стороны, схоластическое, оторванное от жизни, умозрительное философствование, а с другой, — обыденное сознание. Человеческий разум осаждают заблуждения, идолы, призраки, уводящие познание на ложный путь.

Есть четыре вида идолов.

Идолы рода коренятся в самой природе человека. Подобно неровному зеркалу ум отражает вещи в искаженном виде, примешивает к особенностям отражаемых вещей собственные особенности. Сам будучи единообразным, ум привносит в картину мира больше упорядоченности, чем имеется в действительности, антропоморфизирует природные явления, склонен верить в то, во что хочет верить.

Идолы пещеры —это заблуждения отдельного человека, возникающие вследствие тех или иных врожденных наклонностей, воспитания, образа жизни и т.п. У каждого, помимо ошибок, свойственных человеческому роду, есть своя особая пещера.

Идолы площади (рынка) — самые тягостные из идолов — пpoникают в разум в результате неправильного словоупотребления, навязываемого невежественной толпой. Мы считаем себя повелителями слов, но слова, неправильно устанавливая различия между вещами или вообще не обозначая никаких вещей, способны всячески сбивать мысль с правильного пути и совершать насилие над интеллектом.

Идолы театра являются результатом неверных теорий и неправильных доказательств. Многие философы строят односторонние теории, не изучив всех фактов, не имея достаточного опыта.

Единственным источником достоверного знания Бэкон признавал опыт, а основными методами научного познания — индукцию и эксперимент (то есть исследование явления в искусственно созданных и контролируемых условиях). Поэтому Бэкон считается родоначальником эмпиризма нового времени. Эмпиризм (от греч. "эмпириа" — "опыт") — это философское направление, сторонники которого полагают, что знание так или иначе сводится к чувственному опыту и обычно преувеличивают значение эмпирического уровня науки в ущерб теоретическому.

Бэкон пропагандировал экспериментальное естествознание, но, увы, не экспериментально-математическое. Он недооценил значение математических, дедуктивных, абстрактно-теоретических методов познания. И, как показала последующая рефлексия, далеко не все основания его собственной концепции были продуманы. Так, он утверждал, будто все знание должно быть получено из опыта. Но разве само данное утверждение (о том, что все должно быть получено из