Все науки содержат априорные синтетические (дающие новое знание!) суждения. "Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками". "Мир не имеет начала во времени". (А априорными они являются, как Вы помните, уже в силу своей всеобщности). Каким же образом, благодаря каким условиям возможны априорные синтетические суждения, а, тем самым, и наука? Что именно сообщает знанию априорный, всеобщий, необходимый характер?
Кант рассматривает три познавательных способности: чувственность, рассудок и разум.
Априорными формами, условиями, представлениями, лежащими в основе любых чувственных созерцаний, являются пространство и время. Мы не в состоянии представить чувственно что-либо не находящимся в пространстве и времени. Мы представляем все вещи находящимися одна рядом с другой и одна после другой. Но таковы ли вещи-сами-по-себе? Этого мы никогда не узнаем, поскольку никогда не преодолеем границ собственных познавательных способностей. Итак, пространство и время — это не свойства вещей-самих-по-себе, а априорные формы нашей чувственности. Эта мы так устроены, что видим вещи находящимися в пространстве и времени (иначе все сливалось бы в одно пятно).
Априорными формами рассудка являются двенадцать чистых рассудочных понятий, или категорий: единство, множество, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, субстанция (и свойство), причина (и зависимость), взаимодействие, возможность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность. Опять же мы никогда не узнаем, единичны или множественны вещи-сами-по-себе, существуют ли между ними причинно-следственные связи или нет и т.д. Однако наш рассудок не может мыслить никак иначе, кроме как в форме перечисленных категорий. Мы так устроены, что рассуждаем о вещах как о необходимых и случайных, единых и множественных и т.д. (ведь если бы не было категории единства и множества, то не было бы и рассуждения).
Если рассудок упорядочивает, систематизирует данные чувственно -го опыта, то разум стремится выйти за пределы конечного ограниченного опыта и достичь знания о безусловном, бесконечном, абсолютном. При этом разз'м порождает идеи "душа", "мир" и "бог". Но в чувственном опыте невозможно открыть ни души, ни бога, ни мира как целого. Невозможно ни доказать, ни опровергнуть существования души и бога. А что касается мира в целом, то рассуждения о нем приводят к возникновению четырех антиномий чистого разума, то есть взаимоисключающих, но в равной степени логически доказуемых утверждений. Противоречивость заложена в самом устройстве разума!
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве: мир бесконечен во времени и в пространстве.
2. Все, в конечном счете, состоит из простых (неделимых) частей; в мире нет ничего простого.
3. Помимо причинности по законам природы существует свободная причинность; свободы нет.
4. Существует безусловно необходимая сущность мира; абсолютно необходимой сущности мира не существует.
Антиномии чистого разума разрешаются только в том случае, если признать, что мир как целое недоступен познанию. Что же касается бога и души, то вера в бога необходима, чтобы примирить требования вести себя нравственно с фактами безнравственности и зла (в случае отсутствия гаранта бессмертия души нельзя было бы обосновать целесообразность нравственного поведения). Таким образом, идеи разума имеют и для науки, и для нравственности регулятивное, направляющее значение и не сводятся к банальным заблуждениям.
В 1788 г. Кант опубликовал свой второй главный труд — "Kpитика практического разума", где развил учение о моральном законе, так называемом категорическом императиве. Содержание категоричен кого императива таково: поступай только согласно такому правилу, руководствуясь которым ты мог бы пожелать, чтобы оно стало всеобщим правилом. Этот императив имеет формальный, а не конкретно-эмпирический характер: поступок морален лишь в том случае, если совершается из уважения к нравственному закону как таковому, но не тогда, когда мотивом к его совершению выступает какая-либо "чувственная склонность" (читай: любое неформальное соображение). Кант обосновывал принцип самоценности каждой личности, говорил о необходимости установления всеобщего правового гражданского состояния, а также вечного мира между государствами, высказал множество разнообразных глубоких идей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.