Лекция 5. Бытие
3.1. Проблема бытия
Уже саму по себе постановку проблемы правомерно расценивать как достижение научной мысли. Ведь прежде, чем проблему решать, ее нужно правильно сформулировать, а для этого необходима достаточно развитая система представлений о явлении, необходима теория. А для того, чтобы такая система представлений сложилась, требуются столетия наблюдений и размышлений. Можно ли было бы приступить к целенаправленному поиску эффективных путей разделения смеси веществ-изомеров раньше, чем была открыта изомерия? Открыть же изомерию, точнее, предложить понятие “изомеры” и объяснить с помощью него ряд необычных явлений оказалось возможным только благодаря теории атомно-молекулярного строения вещества. В свою очередь, сама эта теория стала плодом философских и научных дискуссий о строении материи, продолжавшихся... не одну тысячу лет.
В качестве необходимой предпосылки постановки проблемы бытия следует рассматривать наличие системы философских категорий: бытие, сущность, истина, пространство, время, материя, движение, возникновение и т.д. К числу предпосылок относятся также прогресс в различных областях научного знания (от античной математики до современной атомной физики), вечные раздумья о тайне личной судьбы и о смысле жизни вообще, наконец, никогда не прекращающиеся изменения материально-технических, социально-политических и прочих условий человеческого существования.
Бытие - исключительно ёмкая, глубокая философская категория. На первый взгляд, ее содержание совпадает с обычным представлением о “реальности”, существующей независимо от человека. Тем не менее, разница между философской категорией и обыденным представлением велика. С точки зрения любого здравомыслящего человека, вокруг нас есть вещи, есть мир. Но стоит задуматься над смыслом слова “есть”, над разницей между “есть” и “не есть”, и сразу убеждаешься в том, что ответить на вопрос “Что значит быть?” так же четко и содержательно, как на вопрос “Что значит дышать?”, не удаётся. Именно в процессе переосмысления истин, казалось бы само собой разумеющихся и не вызывающих сомнения, рождается философская категория “бытие”.
Обозначим главные направления первичной, элементарной проблематизации бытия.
А) Прежде всего, вызвать удивление способны такие привычные явления, как движение и развитие, возникновение и уничтожение, единство множественного и делимость предметов до бесконечности. Как быстро изменяются очертания облаков! Столь же стремительно уносятся капли, мысли, годы... Непрерывно замещаются атомы и молекулы, образующие живой организм. Свет далеких звезд доходит до Земли, когда звезды эти уже угасли. Всегда лишь отблеск, отзвук, воспоминание. Мы отдаём себе отчет о событии, когда оно уже в прошлом. Но можно ли сказать “есть” о том, что успевает исчезнуть, едва возникнув? И к тому же разным людям представляется по-разному? Легко заметить, как рассыпаются и тают предметы, как их пожирает пустота. Вот кровля, вот стены, окна... А дома нет. Вот распалась на части и стена. Но эти части состоят из частей еще более мелких, и так до бесконечности. Где же настоящие “кирпичики”, из которых сложено мироздание?
Итак, возникают сомнения в том, что предмет остается самим собой с течением времени, а также в каждой из своих частей, занимающей обособленную область пространства, следовательно, сомнения в том, что данный предмет вообще есть. Но можно ли сказать “есть” о самих времени и пространстве? Ведь время по определению включает прошлое, настоящее и будущее. Прошлого уже нет (в противном случае, оно не было бы прошлым), будущего еще нет (иначе, оно не было бы будущим), всегда есть только настоящее. Однако, поскольку время не может состоять из одного вечного настоящего, то и выходит, что времени нет.
Далее, “есть” ли пространство? Всё, что существует, существует в пространстве. Тогда и само пространство должно существовать где-то, в чем-то, в некотором месте. Однако выражение “Пространство находится в таком-то месте, в пространстве” звучит нелепо. Следовательно, и к пространству неуместно применять слово “есть”, по крайней мере, в том смысле, в каком говорится о существовании тел. Наоборот, увидев пустую комнату, мы охотнее скажем “здесь ничего нет”, чем “здесь есть пустота”. Между прочим, еще в древности одни философы были склонны трактовать зияющую вселенскую пустоту как небытие (ничто), а другие - как источник всякого бытия, абсолютную полноту любых возможностей. Отголоски этих споров нетрудно расслышать в современных концепциях физического вакуума.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.