7) Место физических наук (физики, астрономии, химии) в системе научного знания и в культурном универсуме: роль физики в формировании научной картины мира, в становлении современного научного мировоззрения вообще.
8) Методологические проблемы физики: объект, объективность, достоверность, интерпретация в познании явлений микромира и мегамира; принцип дополнительности; теоретическая нагруженность экспериментальных данных и перспективы программы физического редукционизма; роль математики в физическом познании; границы физического эксперимента и наблюдения; значение приборов...
9) Ряд других, достаточно специфических проблем (например, вопрос о возможности построения окончательной физической картины мира; проблема соотношения физических и философских представлений о материи).
Философские проблемы биологии, точнее, наук о живом, можно объединить в десять основных блоков (причем, многие из этих проблем относятся также к компетенции наук социально-гуманитарных, поскольку касаются человека).
1) Сущность живого и его происхождение (включая вопросы о возможности иных форм жизни, о создании искусственных живых организмов, о причинах и границах видового разнообразия, о соотношении естественнонаучного понятия жизни с категорией “жизнь” в социально-гуманитарных науках).
2) Проблемы биологической организации: уровни организации живого, поддержание целостности организма, формы детерминации в живых системах, механизмы морфогенеза, феномен целесообразности строения и функции.
3) Биологическая эволюция: причины, механизмы, направление, движущие силы, связь с космическим эволюционным процессом, роль в эволюции Земли как геологической целостности; сущность биологического прогресса.
4) Статус биологического закона (возможны ли биологические законы по определению и, если да, то в чем они заключаются?).
5) Место биологии в системе научного знания и в культурном универсуме: роль биологии в формировании научной картины мира, влияние биологических теорий на физические науки (глобальный эволюционизм), на социальное познание, на образ мысли и систему ценностей современного человека.
6) Методологические проблемы биологии: специфика познания явлений жизни, описание и объяснение в биологии, редукционистский и антиредукционистский подходы.
7) Соотношение социального и биологического в человеке (и в обществе) - единство и конфликт (в тексте учебной Программы в данной связи говорится о “социально-биологической проблеме”): биологические предпосылки социального, преемственность в типах поведения, соотношение биологических закономерностей и законов народонаселения, происхождение человека, возможности дальнейшей биологической эволюции человеческого рода, здоровье и болезнь (норма и патология)...
8) Проблемы биоэтики: отнятие жизни и пролонжирование жизни, аборт и суррогатное материнство, эвтаназия; трансплантация органов и тканей, клонирование; экспериментирование на животных и их убой...
9) Проблемы взаимодействия общества и природы (экологическая проблематика, роль географической среды и геополитических факторов в развитии общества, моральный статус живых организмов и проблема самоценности живого, соотношение биосферы и ноосферы).
10) Некоторые другие, достаточно специфические проблемы
(например, вопросы эволюционной эпистемологии).
3.4. Категории и принципы диалектики
В истории философии понятие диалектики трактовалось по-разному:
а) искусство вести диалог (взаимозаинтересованное обсуждение проблемы) с целью достижения истины (Сократ);
б) расчленение и связывание понятий путем вопросов и ответов, определение понятий (Платон);
в) учение о приблизительном, вероятностном, пока еще не достоверном знании; выявление противоречий и их преодоление при строгом соблюдении законов формальной логики, запрещающей высказывать об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, противоречащие друг другу суждения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.