Таким образом, понятие субстанции сплавляет воедино проблему единства мира, проблему бесконечности, проблему всеобщих законов (форм) бытия, вопросы о структурных уровнях организации мира и об эволюции материальных объектов, вопросы о трудноуловимой сущности пространства и времени, а также вопрос о положении человека, духа, сознания (поскольку оно, наоборот, субстанцией не является) в мире. Тесная взаимосвязь всех этих аспектов, единство вопроса о природе движения, пространства и времени была понятна еще Аристотелю.
Аристотель различил три вида изменения (“метаболе”): движение (“кинезис”), возникновение (“генезис”) и уничтожение (“фтора”). Движение, в свою очередь, бывает трех видов: качественное (изменение качества предмета, например, превращение семени в дерево), количественное (рост или убыль) и перемещение (“фора”). Важнейшими разновидностями перемещения являются притяжение, толкание, несение и вращение. Наибольшую трудность для понимания, как сегодня, так и в античные времена, пожалуй, представляло развитие.
Соотношение понятий “движение” и “развитие” неоднократно становилось предметом дискуссий. Если под движением в философии обычно понимают всеобщую форму бытия, любое изменение, любое взаимодействие, то развитие трактуют или как специфический аспект, или как особый тип движения.
Можно выделить следующие признаки развития как особого типа движения:
а) качественный характер изменений;
б) направленный характер изменений;
в) закономерный (неслучайный) характер изменений;
г) необратимый характер изменений.
В отличие от движения, развитие едва ли правомерно считать всеобщей формой бытия, хотя вопрос о том, применима ли категория развития к миру (к материи) в целом (а не только к отдельным материальным объектам), чрезвычайно сложен и однозначного решения не получил.
Движение - неотъемлемое свойство, более того, способ существования материи, атрибут субстанции. Действительно, материальные объекты, непрерывно превращаются друг в друга, с одной стороны, не исчезая бесследно; с другой, - не образуя замкнутые, изолированные миры. Одни виды энергии переходят в другие, процессы, протекающие на одном уровне структурной организации материальных систем, затрагивают соседние уровни. Именно в движении поддерживается единство мира, единство его законов. Дифференцируют различные формы движения материи: физические, биологическую, социальную. Вопрос о статусе механического и химической формы движения остается открытым. Если Энгельсу механическое движение казалось чем-то относительно простым, то сегодня ученые видят в процессе перемещения в пространстве чрезвычайно сложное явление, обязательный момент движения любого уровня сложности. Перемещение в пространстве и времени всегда сопутствует биологическим, социальным, психологическим процессам.
Смысл понятия движения раскрывается посредством целой системы категорий. Всякий акт движения сопряжен с воздействием одной вещи на другую, или со взаимодействием. И взаимодействие не проходит бесследно. Отражение - необходимая сторона любого взаимодействия, запечатление особенностей одной вещи (процесса, явления) в особенностях другой. Момент внутреннего единства взаимодействующих сторон выражается категорией отношения. Наличие отношения между взаимодействующими (движущимися, взаимовлияющими, взаимопревращающимися) явлениями реализуется как определенная связь (логическая, смысловая, физическая и т.п.). Связь - взаимообусловленность явлений, разделенных в пространстве и времени. Пространственные и временные отношения неотделимы от движения (то есть от связи, от взаимодействия, от отражения).
Пространство - категория, выражающая сосуществование явлений (объектов), их рядоположенность; а время - категория, выражающая смену одного явления (объекта) другим, их последовательное существование.
Различают метрические свойства пространства и времени (протяженность пространства, длительность времени) и топологические (размерность, непрерывность, связность, направление, характер симметрии).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.