д) выполняет ряд других функций (воспитательно-образовательная пропедевтика, поддержание определенного морально-психологического настроя и т.д.).
В соответствии со сложившейся традицией функции философии часто подразделяют на мировоззренческие и методологические.
Что понимается под “философскими проблемами областей научного знания”? Приведем несколько взаимосвязанных критериев (в порядке убывания их силы), позволяющих опознавать проблемы такого рода.
1) Сама формулировка проблемы содержит явные указания на философскую составляющую (например, проблема соответствия квантово-механических представлений действительности).
2) Решение проблемы с необходимостью предполагает выявление оснований данной науки и, возможно, их ревизию, отказ от прежних допущений или, наоборот, введение новых (классические примеры можно почерпнуть из истории обоснования неевклидовых геометрий, из истории становления физики микромира).
3) Окончательное разрешение проблемы оказало бы громадное воздействие на сознание эпохи, на мировоззрение в целом (так, вопрос о том, есть ли разумные существа на других планетах, представляется чисто эмпирическим, однако обнаружение внеземных цивилизаций могло бы произвести переворот не только в науке, но и в обыденном, религиозном, политическом сознании).
4) Проблема находится на стыке наук, затрагивает судьбу всей картины мира и, в то же время, выпадает из компетенции какой-либо отдельной научной дисциплины (например, загадка происхождения человека, требующая для своего решения совместных усилий биологов, психологов, историков).
5) Проблема находится на переднем крае науки (принципы кодирования информации на мозговом субстрате, механизмы человеческой памяти).
6) Вполне конкретная проблема обсуждается достаточно давно, но почему-то не получает удовлетворительного решения, что может косвенно свидетельствовать о ее значимости и о неадекватности теоретического подхода, следовательно, о необходимости глубокой методологической рефлексии (идентификация прародины человечества, реконструкция праязыка, поиск недостающих звеньев в эволюции гоминид, классификация элементарных частиц, увеличение видовой продолжительности жизни).
Большинство философских проблем естествознания (включая и только что приведенные примеры) отвечает, конечно, любому из перечисленных критериев.
Философские проблемы физических наук можно сгруппировать приблизительно в десять отчасти пересекающихся блоков.
1) Онтологические проблемы физики: сущность, формы, уровни организации физического (материального) мира; существование фундаментальных (элементарных) объектов и законов, причины многообразия физических объектов и подтверждение единства всех форм взаимодействия; основание физических констант (например, скорости света); природа массы, энергии, энтропии; онтологический статус фундаментальных абстракций “частица” и “поле”.
2) Природа пространства и времени, их онтологический и гносеологический статус, формы, свойства; симметрия и ее связь с законами сохранения.
3) Принцип детерминизма в физике: причинные и функциональные зависимости (и, соответственно, причинное объяснение и функциональное), интерпретация понятий “необходимость”, “случайность”, “вероятность”, статус физического закона и закона природы вообще.
4) Эволюционные процессы во Вселенной, ее структура, происхождение, будущее (теория “тепловой смерти”, теория нестационарной Вселенной и т.д.); природа парадоксальных астрономических объектов (“черные дыры”, “скрытая масса” и т.д.); соотношение понятий “Метагалактика” и “Вселенная” с понятиями “материя”, “мир”, “бытие”.
5) Место человека во Вселенной: возникновение сознания (случайность или необходимость), антропный космологический принцип, перспективы космического будущего человечества.
6) Философские проблемы химии: особенности предмета химии (и его соотношение с предметом физики), специфика химического уровня организации материального мира, сущность химического элемента, проблема химической самоорганизации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.