Частичными синонимами категорий “целое” и “часть” служат категории “система” и “элемент”. Отличия заключаются в том, что понятия системы и элемента используются, как правило, в конкретно-научных текстах, тогда как понятия целого и части считаются традиционно философскими. В составе целого может быть произвольно выделена любая часть, тогда как элемент представляет собой некоторый вполне определенный, законченный фрагмент системы, выполняющий в ней вполне определенную функцию, то есть действие, направленное на самосохранение, на самовоспроизводство данной системы. Соответственно, и системами обычно называют не любые объекты действительности, а целостности высокого порядка, обладающие сложным строением, сложными внутренними и внешними связями (совокупность этих связей между элементами системы, или порядок элементов называется структурой) и т.п. Можно дать и несколько более широкое определение: в качестве системы выступает любой объект, рассматриваемый как целостность высокого порядка. Некоторые авторы обращают внимание на то обстоятельство, что элемент не способен существовать вне системы, тогда как часть, отделенная от целого нередко продолжает свое существование (хотя, конечно, некоторый минимум изменений она претерпевает).
Единство всех составных частей целого, его свойств, внутренних и внешних связей, внутренних противоречий, возможностей (тенденций развития) и наличного, действительного состояния называется содержанием, а способ существования, выражения содержания - формой. Единство, взаимосвязь, устойчивость, неделимость объекта как качественно определенного целого выражается посредством категории “непрерывное” (“непрерывность”, “континуальность”), а делимость объекта (целостности), его разнородность, относительно самостоятельное, раздельное существование его частей - посредством категории “прерывное” (“прерывность”, “дискретность”).
Помимо перечисленных специально выделяют и ряд других категорий диалектики: простое и сложное, единое и многое, симметрия и асимметрия, внутреннее и внешнее, внутренняя форма и внешняя форма, конечное и бесконечное, устойчивость и изменчивость, отрицание и сохранение, относительное и абсолютное, покой и движение, движение и развитие...
В нашей стране традиционно говорят о трех законах диалектики как о всеобщих законах развития (бытия и познания). Хотя выделение именно трех законов весьма условно (некоторые авторы называют и двадцать три таких закона, а некоторые, наоборот, на наш взгляд, более правильно, подчеркивают момент единства, неразрывности всех категорий и принципов диалектики), в учебно-методических целях оно всё же полезно.
Согласно закону единства и борьбы противоположностей, источником всякого движения, всякого развития являются внутренние противоречия, и любое явление, любая целостность представляет собой напряженное взаимодействие (тождество) полярно противоположных процессов, сторон, свойств, сил, тенденций, функций. Соответственно, процесс познания сущности чего бы то ни было развертывается как вскрытие внутренних противоречий объекта исследования, познание его противоположных сторон, а затем и их внутреннего единства.
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития в общем виде и гласит, что постепенно и, как правило, незаметно накапливающиеся количественные изменения (прибавление или убавление) приводят к нарушению меры и к качественным изменениям явления.
Согласно закону отрицания отрицания всякое развитие
предполагает отрицание старого и появление нового, но, вместе с тем, предполагает
и сохранение части ранее накопленного содержания, воспроизводство прежних
состояний, частичное возвращение к пройденному на новом уровне (“на новом витке
спирали”) в новых формах, в новых условиях (именно поэтому речь идет не просто
о последовательности отрицаний, а о двойном отрицании). Данный закон объясняет
направление развития, точнее, направленность, присущую развитию.
Вопросы для самоконтроля к разделу 3.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.