МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественно-гуманитарных наук
Утверждено на заседании кафедры
протокол № от « » 200 года
Зав. кафедрой__________Бордак С.Н.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Автор ст. преп. Целехович Т.П.
Гомель 2010
Тема 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1. Введение:
Человека отличает от другого живого мира способность к духовному поиску, творческому отношению к жизни, обретению смысла личного бытия, решению вечных вопросов. Проявлением духовного составляющего в человеке являются дар слова и мысли, способность мечтать, воображать, удивляться и быть счастливым. Прикоснуться к подлинной человечности помогает погружение в стихию культуры, мировое духовное пространство. Красота человеческого существа живет в каждом произведении искусства. Оно знакомит человека «с ощущением счастья быть человеком» (Г.И. Успенский). Познание культуры должно способствовать побуждению студентов к культуросозидающим действиям: творческой деятельности, гуманным поступкам, стремлению обрести диалог с носителями разных культурных традиций, пресечению вандализма, заботе об умножении национальных культурных ценностей.
2. Цель:
· обосновать актуальность изучения культуры;
· представить эволюцию взглядов на культуру в истории человечества;
· указать на сложность, структурность феномена культуры;
· познакомить с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания;
· дать представление об основных культурологических школах и концепциях.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные подходы к определению культуры;
· сущность проблемы культурогенеза;
· место культурологии в системе гуманитарных наук;
· такие понятия, как: артефакт, культурная форма, норма, ценность, идеал, символ, обычай, обряд, ритуал, виды и уровни культуры, функции культуры;
· имена мыслителей, внесших наиболее выдающийся вклад в развитие культурологии;
· такие понятия, как: научная школа, концепция, эволюция, фетишизм, тотемизм, культ предков, политеизм, монотеизм, магия, религия, инициация, культурный круг, культурная диффузия, миграция культур, ноосфера, культурно-исторический тип, смерть культуры, цивилизация, сублимация, архетип, знак, семиотика, семиосфера, структура.
Студент должен уметь:
· объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
· ориентироваться в теориях, подходах, школах, концепциях мировой культурологии.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· оценивать важнейшие функции культурных объектов;
· рассматривать положения культурологии в контексте других наук;
· уметь анализировать наиболее дискуссионные проблемы культурологии.
4. Учебные вопросы:
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что Вы знаете об этимологии слова «культура» и его возможных значениях?
2. Что можно отнести к основным признакам культуры?
3. Что значит - быть культурным человеком?
4. Каково содержание понятия морфология культуры? Что такое культурная форма?
5. Какое значение в жизни людей имеют ритуалы?
6. Как формируется представления о ценностях?
7. Как формируются идеалы? Приведите примеры.
8. Какие функции культуры, на Ваш взгляд, являются определяющими? Почему?
9. Что такое культурология? Какими методами она изучает свой предмет?
10.Есть общие интересы у культурологии и медицинской науки? Возможно ли между ними плодотворное взаимодействие?
11.Оцените научную значимость эволюционистских теорий в культурологии.
12.В чем сходство и различие взглядов на культуру О.Шпенглера и А.Тойнби?
13.Что значит «Человек играющий»? Кто использовал это определение?
14.Как Вы понимаете выражение «символическая Вселенная» и кто его употреблял?
15.Как рассматривали культуру З.Фрейд и К.Юнг, и в чем обнаруживается сходство и различие их взглядов?
16.В чем состоят различия между структуралистскими и постструктуралистскими подходами к исследованию культуры?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.