Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 6

7.  Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. – М., 2007.

8.  Емельянов в.В. Древний шумер. – СПб., 2003.

9.  Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. – М.,1992.

10.  Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986.

11.  История мировой культуры / под ред.Т.Ф. Кузнецовой. – М.,2003.

12.  Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.

13.  Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982.

14.  Культура Древнего Египта. - М., 1976.

15.  Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1980.

16.  Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М.,1996.

17.  Мирча Элиаде История веры и религиозных идей. – т.1. От каменного века до Элевсинских мистерий. – М., 2002.

18.  Мифы народов мира В 2 т. – М.,1997.

19.  Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.

20.  Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М.,1990.

21.  Якобсен Т.Сокровища тьмы: История месопотамской религии. – М.,1995.

Тема 4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. Введение:

Культура Древней Греции и Древнего Рима стала источником зарождения и развития европейской культуры. К философскому и художественному наследию античного мира культура Европы постоянно обращалась как к классическому образцу. В данном разделе будут рассмотрены особенности формирования мировоззрения древних  греков и римлян, а также их достижения  в различных областях жизнедеятельности.

На окраинах Римской империи зародилось новое мировоззрение – христианское. Античность вступила в диалог с христианскими ценностями. Символична встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах (Деян 17:22-23). Античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Не случайно некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предшественниками христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.

2.Цель:

·  охарактеризовать основные черты античной культуры;

·  указать на предпосылки возникновения христианства в культурном контексте Римской империи;

·  показать общечеловеческое значение античной культуры.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  важнейшие достижения древних греков и древних римлян в области духовной и материальной культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей античной культуры;

·  такие понятия, как: пантеон богов, святилище, мистерия, античность, эллинизм;

·  время и условия возникновения христианства в Римской империи.

Студент должен уметь:

·  характеризовать основные этапы в развитии древнегреческой и древнеримской культуры;

·  анализировать античную культуру с позиций многомерности;

·  находить общее и особенное в культуре Древней Греции и Древнего Рима;

·  определять роль античной культуры в истории человечества.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  определения специфики художественной культуры античности;

·  работы с письменными и вещественными источниками информации об античной культуре.

4. Учебные вопросы:

  1. Древнегреческая мифология и религия.
  2. Этапы развития культуры Древней Греции.
  3. Типологические черты древнеримской культуры.
  4. Особенности культуры Римской империи. Возникновение христианства.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Каково соотношение мифологии, религии и философии в античной культуре?

2.  Почему скульптура стала наиболее значительным видом искусства древней Греции? Что такое «архаическая улыбка»?

3.  В чем проявлялся состязательный характер древнегреческой культуры? Какие еще ее характерные черты Вы можете вспомнить?

4.  Назовите  богов древнегреческого и древнеримского пантеонов.