7. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету. – М., 2007.
8. Емельянов в.В. Древний шумер. – СПб., 2003.
9. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. – М.,1992.
10. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986.
11. История мировой культуры / под ред.Т.Ф. Кузнецовой. – М.,2003.
12. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976.
13. Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982.
14. Культура Древнего Египта. - М., 1976.
15. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1980.
16. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. – М.,1996.
17. Мирча Элиаде История веры и религиозных идей. – т.1. От каменного века до Элевсинских мистерий. – М., 2002.
18. Мифы народов мира В 2 т. – М.,1997.
19. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1976.
20. Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М.,1990.
21. Якобсен Т.Сокровища тьмы: История месопотамской религии. – М.,1995.
Тема 4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
1. Введение:
Культура Древней Греции и Древнего Рима стала источником зарождения и развития европейской культуры. К философскому и художественному наследию античного мира культура Европы постоянно обращалась как к классическому образцу. В данном разделе будут рассмотрены особенности формирования мировоззрения древних греков и римлян, а также их достижения в различных областях жизнедеятельности.
На окраинах Римской империи зародилось новое мировоззрение – христианское. Античность вступила в диалог с христианскими ценностями. Символична встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах (Деян 17:22-23). Античная философия с ее морально-нравственными аспектами, отношением к мирозданию, материальному и идеальному началам была своеобразной подготовкой к восприятию христианского учения. Не случайно некоторые античные философы, например, Платон, Сократ, Зенон считались предшественниками христианских богословов. В Архангельском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми.
2.Цель:
· охарактеризовать основные черты античной культуры;
· указать на предпосылки возникновения христианства в культурном контексте Римской империи;
· показать общечеловеческое значение античной культуры.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· важнейшие достижения древних греков и древних римлян в области духовной и материальной культуры;
· имена наиболее выдающихся деятелей античной культуры;
· такие понятия, как: пантеон богов, святилище, мистерия, античность, эллинизм;
· время и условия возникновения христианства в Римской империи.
Студент должен уметь:
· характеризовать основные этапы в развитии древнегреческой и древнеримской культуры;
· анализировать античную культуру с позиций многомерности;
· находить общее и особенное в культуре Древней Греции и Древнего Рима;
· определять роль античной культуры в истории человечества.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· определения специфики художественной культуры античности;
· работы с письменными и вещественными источниками информации об античной культуре.
4. Учебные вопросы:
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Каково соотношение мифологии, религии и философии в античной культуре?
2. Почему скульптура стала наиболее значительным видом искусства древней Греции? Что такое «архаическая улыбка»?
3. В чем проявлялся состязательный характер древнегреческой культуры? Какие еще ее характерные черты Вы можете вспомнить?
4. Назовите богов древнегреческого и древнеримского пантеонов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.