Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 5

       2. Цель:

·  указать на особенности древнеегипетской культуры;

·  обосновать вклад культуры древнего Египта в мировую культуру;

·  дать представления о культуре Древней Месопотамии;

·  ознакомить с художественными и научными достижениями  древних цивилизаций.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  важнейшие достижения древних египтян в области науки и искусства;

·  такие понятия, как: политеизм, мумия, саркофаг, фараон, канон, пирамида, колонна,  рельеф, архитектурный ансамбль, декоративность, лабиринт, загробное воздаяние, суд Осириса,  ушебти;

·  особенности культуры древней Месопотамии.

Студент должен уметь:

·  характеризовать  факторы, обусловившие возникновение ранних цивилизаций на Древнем Востоке;

·  анализировать своеобразие религиозных верований древних египтян, их взаимосвязь с другими сферами культуры древнего Египта;

·  дать характеристику основным направлениям влияния древнеегипетской культуры на культуры других народов;

·  интерпретировать достижения месопотамской цивилизации.

Студент должен приобрести навыки и качества:

  • анализа, интерпретации и демонстрации письменных и вещественных источников информации о культуре древнего Египта и Месопотамии.

4. Учебные вопросы:

  1. Культура Древнего Египта. Мифология и религия. Культурная революция Эхнатона.
  2. Особенности древнеегипетского искусства.
  3. Литература, просвещение и наука в Древнем Египте.
  4. Культура Древней Месопотамии.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Почему первые цивилизации появились на Древнем Востоке?

2.  Что можно отнести к высшим достижениям культуры древнего Египта?

3.  Чем был обусловлен древнеегипетский обычай мумифицировать умерших?

4.  Какую роль в мировоззрении египтян сыграл культ бога Осириса?

5.  Приведите примеры присутствия в религии Древнего  Египта следов ранних религиозных верований, которые существовали еще в первобытном обществе.

6.  Что вы знаете об Аменхотепе IV?

7.  Охарактеризуйте древнеегипетскую письменность.

8.  Чем было обусловлено возникновения математики и астрономии в Египте? 

9.  Назовите характерные особенности древнеегипетских архитектуры и изобразительного искусства.

10.Сравните систему ценностей древнеегипетской и месопотамской культуры: в чем заключаются черты сходства и существенные различия?

11.В каких жанрах развивалась месопотамская литература?

12. Как развивалась архитектура и скульптура в Месопотамии?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Женщины-фараоны.

2.  Культура Луксора (Фивы).

3.  Бальзамирование.

4.  Амарнский период – «ренессанс» древнеегипетской культуры.

5.  «Владычица радости» - Нефертити: миф и реальность.

6.  Представление египтян о загробном мире.

7.  Древнеегипетские мифы и сказки.

8.  Этические представления древних египтян.

9.  Загадки древнеегипетских пирамид.

10.Древнеегипетские мифы и сказки.

            7. Литература:

     Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Бадж Э.А. Уоллис Египетская религия / Пер.с англ. – М., 2000.

3.  Деопик Д.В. История Древнего Востока. – М., 2001.

4.  Золкин А.Л. Культурология. – М.,2009.

5.  История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина, - М., 1999.

6.  Культурология / Под ред. А..Радугина. – М.,2003.

7.  Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М.,2003.

            Дополнительная:     

1.  Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. – М.,1999.

2.  Атлас древнего мира. / Э.Миллард,илл.Р.Барнетта. – М.,1996.

3.  Бидерманн Г. Энциклопедия символов. – М.,1996.

4.  Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. – М., 1990.

5.  Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.,2005.

6.  Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. - М., 1986.