2. Цель:
· указать на особенности древнеегипетской культуры;
· обосновать вклад культуры древнего Египта в мировую культуру;
· дать представления о культуре Древней Месопотамии;
· ознакомить с художественными и научными достижениями древних цивилизаций.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· важнейшие достижения древних египтян в области науки и искусства;
· такие понятия, как: политеизм, мумия, саркофаг, фараон, канон, пирамида, колонна, рельеф, архитектурный ансамбль, декоративность, лабиринт, загробное воздаяние, суд Осириса, ушебти;
· особенности культуры древней Месопотамии.
Студент должен уметь:
· характеризовать факторы, обусловившие возникновение ранних цивилизаций на Древнем Востоке;
· анализировать своеобразие религиозных верований древних египтян, их взаимосвязь с другими сферами культуры древнего Египта;
· дать характеристику основным направлениям влияния древнеегипетской культуры на культуры других народов;
· интерпретировать достижения месопотамской цивилизации.
Студент должен приобрести навыки и качества:
4. Учебные вопросы:
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Почему первые цивилизации появились на Древнем Востоке?
2. Что можно отнести к высшим достижениям культуры древнего Египта?
3. Чем был обусловлен древнеегипетский обычай мумифицировать умерших?
4. Какую роль в мировоззрении египтян сыграл культ бога Осириса?
5. Приведите примеры присутствия в религии Древнего Египта следов ранних религиозных верований, которые существовали еще в первобытном обществе.
6. Что вы знаете об Аменхотепе IV?
7. Охарактеризуйте древнеегипетскую письменность.
8. Чем было обусловлено возникновения математики и астрономии в Египте?
9. Назовите характерные особенности древнеегипетских архитектуры и изобразительного искусства.
10.Сравните систему ценностей древнеегипетской и месопотамской культуры: в чем заключаются черты сходства и существенные различия?
11.В каких жанрах развивалась месопотамская литература?
12. Как развивалась архитектура и скульптура в Месопотамии?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Женщины-фараоны.
2. Культура Луксора (Фивы).
3. Бальзамирование.
4. Амарнский период – «ренессанс» древнеегипетской культуры.
5. «Владычица радости» - Нефертити: миф и реальность.
6. Представление египтян о загробном мире.
7. Древнеегипетские мифы и сказки.
8. Этические представления древних египтян.
9. Загадки древнеегипетских пирамид.
10.Древнеегипетские мифы и сказки.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Бадж Э.А. Уоллис Египетская религия / Пер.с англ. – М., 2000.
3. Деопик Д.В. История Древнего Востока. – М., 2001.
4. Золкин А.Л. Культурология. – М.,2009.
5. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина, - М., 1999.
6. Культурология / Под ред. А..Радугина. – М.,2003.
7. Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М.,2003.
Дополнительная:
1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. – М.,1999.
2. Атлас древнего мира. / Э.Миллард,илл.Р.Барнетта. – М.,1996.
3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. – М.,1996.
4. Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. – М., 1990.
5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие. – М.,2005.
6. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего Мира. - М., 1986.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.