Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 8

·  показать особенности культуры Западной Европы в период Средневековья;

·  определить общечеловеческое значение средневековой культуры.

        3. Задачи:

Студент должен знать:

·  особенности средневекового менталитета;

·  важнейшие достижения средневековой культуры;

·  имена наиболее выдающихся деятелей средневековой культуры;

·  такие понятия, как: Библия, христианский символ, монастырь, храм, схоластика, теология, алхимия, романский стиль, готический стиль, куртуазная культура, рыцарь, трубадур, сага, фаблио, инквизиция, католицизм, карнавал, маска, карнавальный смех.

Студент должен уметь:

·  анализировать этапы в развитии культуры Западной Европы в Средние века;

·  рассматривать компоненты средневековой культуры в контексте христианского мировоззрения;

·  определять место и роль средневековой европейской культуры в истории мировой культуры.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  ориентации в пространстве христианской культуры;

·  интерпретации письменных и вещественных источников информации о христианской культуре;

·  сравнения культурных кодов различных религиозных традиций.

            4. Учебные вопросы:

1.  Средневековый менталитет.

2.  Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья.

3.  Научная культура в Средние века.

4.  Феномен средневекового карнавала.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

  1. В Архангельском соборе Московского Кремля античные философы Платон, Сократ, Зенон изображены с нимбами наряду с Отцами Церкви и Великими Святыми. Как Вы объясните этот факт?
  2. Как складывался диалог античного и христианского мировоззрений?
  3. Назовите особенности средневековой культуры - в сравнении с античной.
  4. Охарактеризуйте основные периоды в западноевропейской истории средневековой культуры.
  5. Что такое «каролингское Возрождение»?
  6. Почему в зрелом средневековье активно развивается университетское образование?
  7. Чему и как обучали в средневековых школах?
  8. Какую роль в истории науки сыграла средневековая схоластика? Алхимия?
  9. Что такое куртуазная культура? Почему в средние века возникает образ земной мадонны, прекрасной дамы?
  10. Какое влияние на развитие средневековой культуры оказали: а) крестовые походы; б) борьба католической церкви с ересями? (инквизиция).
  11. В чем феномен средневекового карнавала? Какова природа карнавального смеха?
  12. Удалось ли христианству полностью вытеснить языческие верования и обычаи из жизни средневековых европейцев?
  13. Что вызвало кризис и упадок средневековой культуры?
  14. Сравните романский и готический художественные стили.
  15. Был ли похож средневековый театр на античный?
  16. Гуманисты эпохи Возрождения, следующего большого периода в истории европейской культуры, называли средние века «темными веками», считали их временем, неблагоприятным для развития культуры. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Представления о красоте в Средние века.
  2. Рыцарство как этический и эстетический идеал эпохи Средневековья.
  3. Образ прекрасной дамы в Средние века.
  4. Охота на ведьм в эпоху Средневековья.
  5. Инквизиция.
  6. Оккультные «науки» средних веков.
  7. Средневековая католическая мистика.
  8. Рыцарство как этический и эстетический идеал эпохи.
  9. Первые университеты.
  10. Средневековая поэзия.
  11. Средневековая католическая мистика.

     7. Литература:

      Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Золкин А.Л. Культурология. – М.,2009.

3.  История мировой культуры / Под ред.Т.Ф. Кузнецовой. – М.,2003.

4.  Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высшей школы. – М., 2003.

5.  Языкович В.Р. Культурология. – Мн.,2005. 

            Дополнительная:

1.  Аверинцев С. Многоценная жемчужина. Переводы. – М., 2004.