2. Цель:
· представить культуру как динамично развивающуюся систему;
· ознакомить с основными типами культуры;
· изучить особенности первобытной культуры;
· выявить специфику феномена мифа в истории культуры.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные источники культурной динамики;
· формы и типы культур;
· плюралистический характер современной культуры и неоднозначность происходящих в ней процессов;
· такие понятия, как: культурная адаптация, межэтническая коммуникация, межкультурная коммуникация, аккультурация, культурная диффузия, культурная конфигурация, культурный конфликт, массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура, контркультура, субкультура, гедонизм, натурализм, прагматизм, «чистое искусство».
· этапы становления первобытной культуры;
· такие понятия, как: синкретизм, символизм, архетип, миф, тотемизм, магия, культ, анимизм, фетишизм, табу, инициация, шаман, похоронный обряд, «палеолитические венеры».
Студент должен уметь:
· анализировать особенности пространственного распространения и взаимодействия культур;
· понимать роль и значение социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в становлении культуры;
· характеризовать основные формы ранних религиозных верований и их позднейшие рецидивы;
· вычленять мифологемы из культурного явления.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· интерпретирования и иллюстрирования механизмов изменения и наращивания культурного потенциала;
· анализа экономических, философских и психологических основ массовой культуры;
· воспитания высокого эстетического вкуса;
· диалога как способа приобщения к культуре и обществу;
· элементарного анализа культурно-исторического развития;
· рассмотрения археологических и этнографических источников информации о первобытной культуре.
4. Учебные вопросы:
1. Источники культурной динамики.
2. Социальные типы культуры: элитарная, массовая, тоталитарная, маргинальная, контркультура.
3. Этнонациональные типы культуры.
4. Исторические типы культуры.
5. Культура первобытности: этапы становления и основные черты.
6. Миф как феномен первобытной культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Что такое преемственность и культурное наследие? Какая между ними существует связь?
2. В чем заключается разница между ассимиляцией и аккультурацией?
3. Что такое культурный конфликт? Приведите примеры.
4. Что такое этноцентризм, расизм? Насколько серьезную проблему они представляют?
5. Почему массовую культуру называют еще «коммерческой культурой, «культурой антиусталости»?
6. Почему в современном мире именно США стали своеобразным «эпицентром» распространения массовой культуры?
1. Можно ли считать фрейдизм философской основой массовой культуры?
2. Сравните элитарную культуру и контркультуру. В чем их сходство? В чем их различие?
3. Что такое тоталитарная культура? Маргинальная? Приведите примеры.
4. Что Вы знаете о погребальных обрядах древности? Назовите известные погребения.
5. Почему пещеру Ляско называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»?
6. Какую роль в жизни первобытного общества играл обычай табуирования? Приведите примеры табу.
7. Приведите примеры того, что фрагменты древних религиозных верований присутствуют в жизни наших современников.
8. В чем состоят достоинства мифологического мировидения?
9. Что такое миф? Какие функции он выполнял в первобытном обществе? Существуют ли современные мифы?
10.Каково значение эпохи первобытности в истории культуры человечества?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Поколение - движущая сила преемственности.
2. Элитарное кино.
3. Рок-музыка.
4. Культурная роль телевидения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.