Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология", страница 2

6. Задания для самоподготовки и УИРС:

  1. Культура как мера человеческого в человеке.
  2. Диалогическая природа культуры.
  3. Иерархия ценностей.
  4. Ментальность как тип культуры.
  5. Этноцентризм.
  6. А.Шопенгауэр (и, или) Ф.Ницше об искусстве.
  7. З.Фрейд о культуре.
  8. Человек и культура в философии Н.Бердяева.
  9. О. Шпенглер «Закат Европы».
  10. И.Ильин о культуре.

            7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Золкин А.Л. Культурология. – М., 2009.

3.  История мировой культуры / Под ред.Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003.

4.  Мартынов В. Ф. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие. – Мн., 2008.

5.  Языкович В.Р. Культурология. – Мн.,2005. 

Дополнительная:

1.  Актуальные проблемы культуры XX века. – М., 1993.

2.  Андреев А.Н. Культурология: Личность и культура: Учеб.Пособие. – М.,1998.

3.  Антология культурологической мысли / Авт.-сост. Мамонтов С.П., -М., 1996.

4.  Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. – М.-Харьков, 2001.

5.  Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

6.  Бодрийяр Ж.Система вещей. - М.,1995

7.  Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

8.  Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

9.  Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

10.Кассирер Э.Познание и действительность. – СПб.,1912.

11.Культурология. ХХ век. - М., 1995.

12.Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1993.

13.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991.

14.Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек—текст—семиосфера—история.— М.,1999.

15.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

16.Новейший философский словарь. - Мн., 1999.

17.Психоанализ и культура. - М., 1995.

18.Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. – М., 1996.

19.Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1997.

20.Современная западная философия. - М., 1991.

21.Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры.- М., 1994.

22.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

23.Тайлор Э.Первобытная культура.- М.,1989.

24.Тойнби А. Постижения истории. - М., 1991.

25.Философия культуры.-  СПб., 1998.

26.Флиер А.Я. Современная культурология. Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. – 1997. -  № 2.

27.Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

28.Фрейд З.Психология бессознательного. – М.,1989.

29.Флоренский П.А. Культ, религия, культура / Богословские труды.- М.,1977.

30.Фромм Э. Иметь или быть? – М.,1989.

31.Фрэзер Дж.Золотая ветвь. – М.,1986.

32.Фуко М. Сова и вещи: археология гуманитарных наук. – М.,1977.

33.Хейзенга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

34.Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

35.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. - М., 1993.

36.Эко У. Отсутствующая структура. – М.,1998.

37.Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Тема 2. ДИНАМИКА И ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

1. Введение:

Культура – динамично развивающаяся система, параметры которой могут существенно трансформироваться. Основными факторами, влияющими на культурную динамику являются: развитие и разрешение социальных противоречий, борьба культурных стилей, влияние рынка культурной продукции, взаимодействия культур, особенности информационных процессов, деятельность выдающихся творцов культуры. Культура каждого стратифицированного социума имеет сложную дифференциацию, складывается из ряда субкультур. В данном разделе представлены различные типологии культур: социальная, этнонациональная и культурно-историческая.

История культуры первобытного общества охватывает огромный промежуток времени: от возникновения человека до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле живут так называемые «примитивные» народы, не имеющие письменности и  государственности. В современной науке принято различать  собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, т.е. примерно до IV-III тыс. до Р.Х., и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня, вплоть до современной. В процессе изучения этапов и особенностей собственно первобытной культуры необходимо уяснить: предок человека был «полноценным» человеком: он имел религиозные представления и чувствовал прекрасное.