Учебно-методические разработки практических занятий по курсу "Культурология"

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественно-гуманитарных наук

                                                                              Утверждено на заседании кафедры

                                                                                 протокол №  от « »  200  года

                                                                         Зав. кафедрой__________Бордак С.Н.

          УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

                                                                       Автор ст. преп. Целехович Т.П.

Гомель 2010

Тема 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

            1. Введение:

Человека отличает от другого живого мира  способность к духовному поиску, творческому отношению к жизни, обретению смысла личного бытия, решению вечных вопросов. Проявлением духовного составляющего в человеке являются дар слова и мысли, способность мечтать, воображать, удивляться и быть счастливым. Прикоснуться к подлинной человечности помогает погружение в стихию культуры, мировое духовное пространство. Красота человеческого существа  живет в каждом произведении искусства. Оно знакомит человека  «с ощущением счастья быть человеком» (Г.И. Успенский). Познание культуры должно способствовать побуждению студентов к культуросозидающим действиям: творческой деятельности, гуманным поступкам, стремлению обрести диалог с носителями разных культурных традиций, пресечению вандализма, заботе об умножении национальных культурных ценностей.

2. Цель:

·  обосновать актуальность изучения культуры;

·  представить эволюцию взглядов на культуру в истории человечества;

·  указать на сложность, структурность феномена культуры;

·  познакомить с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания;

·  дать представление об основных культурологических школах и концепциях.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные подходы к определению культуры;

·  сущность проблемы культурогенеза;

·  место культурологии в системе гуманитарных наук;

·   такие понятия, как: артефакт, культурная форма, норма, ценность, идеал, символ, обычай, обряд, ритуал, виды и уровни культуры, функции культуры;

·  имена мыслителей, внесших наиболее выдающийся вклад в развитие культурологии;

·  такие понятия, как: научная школа, концепция, эволюция, фетишизм, тотемизм, культ предков, политеизм, монотеизм, магия, религия, инициация, культурный круг, культурная диффузия, миграция культур, ноосфера, культурно-исторический тип, смерть культуры, цивилизация, сублимация, архетип, знак, семиотика, семиосфера, структура.

Студент должен уметь:

·  объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

·  ориентироваться в теориях, подходах, школах, концепциях мировой культурологии.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  оценивать важнейшие функции культурных объектов;

·  рассматривать положения культурологии в контексте других наук;

·  уметь анализировать наиболее дискуссионные проблемы  культурологии.

4. Учебные вопросы:

  1. Развитие представлений о культуре в европейской мысли.
  2. Морфология культуры.
  3. Функции культуры.
  4. Культурология как наука. Предмет и методы культурологии.
  5. Основные школы и концепции культурологии.

5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Что Вы знаете об этимологии слова «культура» и его возможных значениях?

2.  Что можно отнести к основным признакам культуры?

3.  Что значит - быть культурным человеком?

4.  Каково содержание понятия морфология культуры? Что такое культурная форма?

5.  Какое значение в жизни людей имеют ритуалы?

6.  Как формируется представления о ценностях?

7.  Как формируются идеалы? Приведите примеры.

8.  Какие функции культуры, на Ваш взгляд,  являются определяющими? Почему?

9.  Что такое культурология? Какими методами она изучает свой предмет?

10.Есть общие интересы у культурологии и медицинской науки? Возможно ли между ними плодотворное взаимодействие?

11.Оцените научную значимость эволюционистских теорий в культурологии.

12.В чем сходство и различие взглядов на культуру О.Шпенглера и А.Тойнби?

13.Что значит «Человек играющий»? Кто использовал это определение?

14.Как Вы понимаете выражение «символическая Вселенная» и кто его употреблял?

15.Как рассматривали культуру З.Фрейд и К.Юнг, и в чем обнаруживается сходство и различие их взглядов?

16.В чем состоят различия между структуралистскими и постструктуралистскими подходами к исследованию культуры?

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
227 Kb
Скачали:
0