Работа с математическими и статистическими функциями. Расчёт зарплаты сотрудникам кафедры с помощью формул. Анализ данных. Автоматизация процесса подготовки документа, страница 3

Пример: Рассмотрим функцию ЕСЛИ.

=ЕСЛИ(С10>50;”Да”;”Нет”)

Структура функции: Структура функции начинается со знака равенства [=], за ним следует имя функции [ЕСЛИ], открывающаяся скобка [(], список аргументов, разделенных запятыми [С10>50;”Да”;”Нет”], закрывающаяся скобка [)].

Вложенные функции (или сложные функции) – это такие функции, где одна функция вложена в другую и так может быть вплоть до седьмого уровня.

  1. Присвоение имени ячейке или диапазону

Чтобы сделать формулы более понятными, можно дать имена ячейкам и диапазонам. Например, вместо задания ссылки на диапазон Е7:Е13 можно присвоить ему имя и в формуле сослаться на имя диапазона.

Для присвоения имени ячейке (или диапазону) следует ее выделить и выбрать команду ВСТАВКА\ИМЯ\ПРИСВОИТЬ. Определите имя этой ячейки (или диапазона).

Использование имен упрощает понимание формул. Например, если вы дадите одной ячейке имя СКОРОСТЬ, а другой – ВРЕМЯ, то формула для вычисления расстояния может быть записана в виде: = СКОРОСТЬ* ВРЕМЯ, что, естественно, намного понятнее, чем запись типа  =А2*В15!

  1. Вставка имени в формулу

Проще всего решить эту задачу с помощью диалогового окна.

Шаг 1: Введите часть формулы до того места, в котором в формуле должно быть указано имя.

Шаг 2: Выполните команду ВСТАВКА\ИМЯ\ВСТАВИТЬ или нажмите клавишу [F3] .

Шаг 3: Выберите нужное имя и нажмите ОК.

Шаг 4: Завершите ввод формулы.

Имя можно вставить с помощью команды ПРАВКА/ПЕРЕЙТИ или клавиши

Для включения имен в формулы можно использовать команду [F5].

Можно также вставить в формулу имя, выделив именованную область в таблице. Но этот способ предполагает точное знание адреса области, соответствующей имени.

  1. Форматирование чисел и текста

Команды меню ФОРМАТ позволяют управлять отображением числовых значений и изменять вывод текста. Выберите в этом меню команду ЯЧЕЙКИ (или просто нажмите клавиши Ctrl+1) и затем в открывшемся окне диалога ФОРМАТ ЯЧЕЕК перейдите на вкладку ЧИСЛО. Перед открытием окна диалога ФОРМАТ ЯЧЕЕК всегда выделяйте ячейку, содержащую число, которое вы хотите форматировать. В этом случае вы будете видеть результат в области ОБРАЗЕЦ.

  1. Задача: Расчёт заработной платы сотрудникам кафедры с помощью формул

Постановка: Рассчитать заработную плату сотрудникам кафедры по определённым правилам и на основе исходных данных (подготовить итоговую ведомость за определённый месяц, в которой будут размещены результаты расчётов заработной платы).

Исходные данные: Требуется составить таблицы, содержащие сведения о сотрудниках, об их окладах, о стаже, об учёной степени, о числе отработанных дней и часов, о наличии детей, то есть таблицы, в которых будет находиться вся необходимая информация для расчёта заработной платы.

Правила расчёта:

·  Величина оклада зависит от должности;

·  Величина начисления в целом зависит от числа отработанных часов или дней в текущем месяце;

·  Величина начисления в целом зависит от стажа;

·  Величина отчислений в пенсионный фонд, в профсоюз, подоходный налог-14%;

Расчёт заработной платы выполняется  по следующим формулам:

1)  В столбец «Начислено» в ведомости вносится следующая формула:

 (Оклад * доплата за стаж * число фактически отработанных дней в текущем месяце / число рабочих дней в текущем месяце + добавка за степень) * 1,25 + число отработанных часов * ставка.

2)  В столбце «Вычеты» в ведомости отсчитывается 14% от суммы, полученной в столбце «Начислено».

3)  В столбце «К выдаче» в ведомости производится окончательный расчёт заработной платы, которая выдаётся сотруднику в текущем месяце:

=«Начислено» - 14% из столбца «Вычеты» + доплата за детей.

  1. Составление итоговой ведомости за текущий месяц

Бланк ведомости печатается в следующем виде:

  1. Подготовка таблиц с исходными данными

Для решения поставленной задачи необходимо ввести таблицы, в которых будет содержаться вся необходимая информация для расчёта заработной платы, например, такие (таблицы со списками фамилий необходимо отсортировать по возрастанию. Сортировка необходима для правильной работы функции ПОИСКПОЗ):