2. МОДУЛЯЦИЯ, КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ
2. 1. Аналоговая модуляция
Рис. 2.1. Основные компоненты аналоговой связи: а) модуляция передаваемого сигнала; b) демодуляция принимаемого сигнала
При аналоговом способе модуляции сигнал, передаваемый на несущей частоте, модулируют некоторым сообщением с помощью амплитудной (АМ), частотной (ЧМ) или фазовой (ФМ) модуляции.
Модулированные сигналы:
АМ: , (2. 1. 1а)
ЧМ: , (2. 1. 1б)
ФМ: , (2. 1. 1в)
m(t) – модулирующее информационное колебание, подлежащее передаче; А – амплитуда несущей; ωс – угловая частота несущей (рад/с); ψ - фазовый угол несущей; Δа, Δf, Δ – индекс АМ, коэффициент девиации частоты (Гц/В), коэффициент девиации фазы (рад/В), соответственно.
Для ЧМ и ФМ мощность пилот-сигнала на несущей частоте равна Рс=А2/2 независимо от m(t) . Поэтому, амплитуда несущей А в (2. 1. 1б и в) определяет мощность пилот-сигнала. Для АМ мощность пилот-сигнала на несущей частоте равна Рс=А2(1+)/2, где Pm – мощность модулирующего колебания. В случае АМ мощность пилот-сигнала на несущей частоте зависит от мощности модулирующего колебания.
- полоса частот;
- мощность модулированного колебания в пункте приема, достаточная для демодуляции;
- отношение сигнал-шум демодулированного колебания (SNRd).
Таблица 2. 1. Основные параметры аналоговой модуляции/демодуляции
Тип модуляции |
Ширина полосы модулиро-ванного сигнала, Гц |
Граничная полоса частот шума, Гц |
Требуемая мощность пилот-сигнала |
Отношение сигнал-шум демодулированного колебания |
АМ |
2Bm |
2Bm |
СNRT≥ 12 дБ |
SNRd= СNRT |
ЧМ |
2(β+1)Bm |
2(β+1)Bm |
СNRT≥ 16 дБ |
SNRd= 6 β2(β+1) СNRT |
ФМ |
2(Δ+1)Bm Δ -индекс ФМ |
2(Δ+1)Bm |
СNRT≥ 12…16 дБ |
SNRd= 6 Δ2(Δ +1)СNRT |
СNRT – отношение мощности пилот-сигнала к мощности шума в пределах ограниченной полосы частот;
β = (Максимальная девиация частоты)/Bm
2Bm - ширина полосы частот модуляции;
АдБ=10log10A.
Отношение SNRd определяет предельные качественные показатели линии связи, устанавливая точность процедуры демодуляции.
Обычно, в системах связи требуется, чтобы величина SNRd менялась в пределах от 100 раз (20 дБ) до 104 раз (40 дБ).
Мощность пилот-сигнала должна превышать мощность шума в пределах полосы, занимаемой шумом, а величина СNR (отношение мощности пилот сигнала к мощности шума) должна превышать заданный порог. Пороговое значение СNRT вводится для обеспечения неискаженной демодуляции информационного сигнала. Величина ширины полосы частот должна быть выбрана такой, чтобы исключать искажения пилот-сигнала.
ЧМ и ФМ сигналы требуют более широкой полосы по сравнению с АМ, однако при этом они обеспечивают большие значения SNRd для одних и тех же значений СNR.
Полосы частот пилот-сигнала и шума в Таблице 2. 1 непосредственно связаны с полосой частот Bm модулирующего широкополосного информационного сигнала m(t) (2.1.1).
Объем передаваемой информации прямо пропорционален полосе частот пилот-сигнала. Ширина полосы частот зависит от типа источников информации и от способа преобразования информации в сообщение m(t). Если выходной сигнал одиночного источника (видео камера, микрофон и т. п.) используется в качестве модулирующего колебания (так называемый SCPC пилот-сигнал), то ширина полосы частот m(t) совпадает с шириной полосы частот источника. Величина Bm будет соответствовать максимальной частоте спектра источника информации.
Полосы частот некоторых традиционных источников информации приведены в Таблице 2. 2.
Таблица 2. 2. Полосы частот модулирующих сигналов.
Тип модулирующего сигнала |
Полоса (Bm) |
Речевой |
3,5 кГц |
Аудио канал |
4 кГц |
Видео |
4 Мгц |
Телевизионный канал |
6 Мгц |
Речевой с уплотнением |
|
12 каналов |
48 кГц |
40 |
160 кГц |
100 |
400 кГц |
500 |
2 МГц |
1000 |
4 МГц |
2000 |
8 МГц |
Информация от нескольких источников может передаваться одновременно в канале с уплотнением (мультиплексированием) с помощью модуляции сигналом от источника на отдельной поднесущей или объединением поднесущих в некоторую полосу модулирующих частот (см. рис. 2.2).
Это так называемый способ частотного уплотнения (FDM – frequency-division multiplexing) или формат FDM, при котором вся совокупность FDM поднесущих модулирует ВЧ несущую с помощью одного из способов модуляции (2.1.1).
2. 2. Аналоговые ЧМ пилот-сигналы
ЧМ пилот-сигналы, модулированные аналоговым источником сообщения широко распространены в спутниковых системах связи, благодаря: 1) фиксированной амплитуде 2) большей величине (по сравнению с АМ) SNRd и 3) хорошо разработанной аппаратуре модуляции и демодуляции. Однако при этом для передачи ЧМ сигналов требуется более широкая полоса частот по сравнению с АМ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.