Расчет металлорежущих станков. Выпуск третий: Конспект лекций, страница 9

Из рассмотрения правой части формулы (18в) видно, что при заданных Р, М и b тяговая сила Q увеличивается с увели­чением плеча консоли . Поэтому при конструировании сило­вой головки следует стремиться к уменьшению этого плеча до  В последнем случае формула (18в) для определения тя­говой силы формула Q упрощается и принимает вид:

и соответственно формула для определения основных разме­ров направляющих будет:


При конструировании силовой головки следует поступать аналогично тому, как и при конструировании шпиндельной бабки, сверлильного станка.

Определив предварительно Р, М и Q по формуле (18в),наметив на чертеже величины b и  задавшись допускаемым удельным давлением , рассчитываем ширину задней направляющей грани по формуле [см. (20г)]:

2) Определение усилий, действующих на направляющие планки. Расчет регулирующих винтов направляющих силовой головки

На рисунке 11 представлена расчетная схема силовой головки агрегатного станка в двух проекциях. На этой схеме показаны силы, действующие на силовую головку и па на­правляющую планку, привинченную к последней. Здесь мы видим силы в верхней части расчетной схемы в том же виде, как и в предыдущем рисунке, а в нижней части вместо удель­ных давлений показаны силы, действующие на планку против регулирующих винтов. В данном случае, как и в предыдущем, допускается прямолинейный закон распределения контактных напряжений (удельных давлений) и усилий в регулирующих винтах.

Составляем уравнение моментов сил, действующих на си­ловую головку, относительно точки О:

Выполнив интегрирование выражения, входящего в предыдущее уравнение, будем иметь:




2. СТАНИНА ИМЕЕТ КОСОУГОЛЬНЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ

1) Определение тяговой силы и основных размеров направляющих силовой головки

В данном случае, как и в предыдущих, рассматриваем си­ловую головку как жесткое тело, находящееся в равновесии под действием нескольких сил (рис. 13).

Имеем уравнения равновесия:

ъ

*— коэффициент трения.



После интегрирования выражений, входящих в уравнения (22)—(24), и соответствующих упрощений имеем:

где М и Р имеют прежние значения.

Подстановка из (23а) и (9в) значений произведений и в уравнения (22а) и (24а) дает после преобразования:

Отсюда удельное давление

После подстановки  в (226) получаем уравнение:

откуда расчетная формула для определения тяговой силы, необходимой для перемещения силовой головки агрегатного;

станка, выражается так:

§ 15. Суппорты токарных и токарно-винторезных станков

1. О РАЦИОНАЛЬНОМ ПРОФИЛЕ ПЕРЕДНИХ ПРИЗМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЯЮЩИХ В ТОКАРНО-ВИНТОРЕЗНЫХ СТАНКАХ

Изобретение токарного самоходного суппорта было вели ким открытием, которое оказало революционизирующелие в-


яние на развитие машиностроения, так как создало условия для перехода от ремесла и мануфактуры к крупной машинной индустрии. По выражению Карла Маркса, это механическое приспособление заменило «не какое-либо особое орудие, а са­мую человеческую руку, которая создает определенную фор­му, приближая, прилагая острие режущего инструмента к ма­териалу труда или направляя его на материал труда, напри-мёр, на железо. Таким образом, удалось производить геомет­рические формы отдельных частей машины с такой степенью легкости, точности и быстроты, которой никакая опытность не могла бы доставить руке искуснейшего рабочего» '.

Возникает невольно вопрос о том, кому принадлежит при­оритет в деле создания самоходного суппорта. Это изобрете­ние приписывалось англичанину Генри Модсли. Однако, если обратиться к истории русской техники, то здесь мы найдем неопровержимое доказательство того, что приоритет создания самоходного суппорта принадлежит не Модсли, а русскому механику Андрею Константиновичу Нартову. А. К. Нартов в начале XVIII века создал первые в мире станки, снабжен­ные автоматически действующими суппортами.

В Ленинградском музее до сих пор хранятся станки вре­мени Петра I. Составитель описания «Кабинета Петра Пер­вого», изданного в 1800 году, Осип Беляев рассказывает, что на одном из самых больших станков имеется следующая над­пись: «Начало произвождения к строению махины к 1718 году, совершена 1729 году. Андрей Нартов».