Формы безработицы:
А) Фрикционная (результат поиска и перемены работы),
Б) Структурная (в отдельных отраслях занятость падает, в других - растет),
В) Циклическая = в период кризисов и депрессии.
Г) Частичная занятость = неполный рабочий день, или неделя.
Формы А+Б+В = естественный уровень занятости.
Авторы учебника признают: фактическая незанятость, как правило, выше «естественного уровня». При этом незанятость 1% работников влечет уменьшение прироста ВВП на 2,5% (А. Оукен).
Мировая статистика свидетельствует о постоянном наличии той или иной доли безработных. При этом 3-5% считается нормальным явлением. Ноябре 2008 г. в США она приближается к 7%.
К.Маркс: капиталистическое хозяйство всегда предполагает наличие резервной армии труда.
Безработица и другие негативные последствия рынка труда обусловливают необходимость обязательного государственного регулирования рынка труда (спроса и предложения рабочей силы). Но последнее напрямую связано с условиями и качеством труда, его оплатой, социальным обеспечением и др., в связи с чем госрегулированию подлежит и рынок труда и весь комплекс трудовых отношений.
Классическая школа: рынок труда регулировать не следует.
Кейнсианство: Чем больше занятость, даже искусственно организованная, тем больше совокупный спрос на товары, тем больше возможный прирост ВВП и наоборот.
Вопрос №2.
В практике всех развитых стран рыночное регулирование трудовых отношений сочетается с государственным регулированием.
Система Институтов госрегулирования трудовых отношений в России включает: а) органы государства; б) совокупность законодательных правовых актов.
Основные органы: Правительство РФ, Минсоцздравразвития, в ведении которого находятся - ФА по труду и занятости, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ.
Кроме того = Федеральная инспекция труда (надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства,
Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности и др. надзорные органы в иных отраслях.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Приняты федеральные законы: Трудовой кодекс от 1.02.2002г.
- ФЗ Об объединениях работодателей от 27.11.2002г.№156,
- ФЗ Об основах охраны труда в РФ от 17.07.99г. №165,
- ФЗ О порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23.11. 1995г. №175,
- ФЗ О коллективных договорах и соглашениях от 11.03. 1992 г. № 2490-1,
- ФЗ Об основах обязательного социального страхования от 16.07. 1999г. № 165,
- ФЗ О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01. 1996г. №10. и другие.
Госрегулироание рынка труда и трудовых отношений включает два блока:
1. Собственно регулирование занятости и рынка труда:
· Госконтроль рынка труда и занятости,
· Работа госорганов по трудоустройству (служба занятости),
· Переподготовка кадров и оргнаборы,
· Создание рабочих мест в госсекторе,
· Регулирование миграции,
· Стимулирование частных компаний по созданию и/или сохранению рабочих мест,
· Введение т.н. неполной занятости,
· Стимулирование оттока неперспективных категорий работников,
· Досрочный выход на пенсию,
· Реализация ФЦП или РЦП.
· Взаимодействие в рамках форм социального партнерства,
· И другие меры = активной трудовой политики.
Пассивная политика занятости: все формы социальной помощи безработным, стимулирование или дестимулирование ускоренного трудоустройства и др. меры.
Госрасходы на активную и на пассивную политику (меры) занятости соотносятся: в США = 1:1; в Швеции=4,5 :1; в Англии =1:1,2; в Канаде =1:2,5. Из этого легко заключить, кто борется с безработицей, а кто с ее последствиями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.