Общая характеристика дисциплины "Государственное регулирование экономики", страница 17

Обоснование тезиса - экономика совершенно не предрасположена к инновациям. Значит, на частный бизнес, рыночный механизм вообще нельзя положиться.

Негативные факторы:

* возник огромный массив нелегитимной частной собственности после приватизации и продолжаются ее «переделы» = рейдерские захваты;

* в ходе приватизации интеллектуальная собственность не оценивалась как актив и потому огромные ее массивы утрачены, в том числе за рубеж вместе с оттоком кадров ученых. Научные подразделения НПО разрушались во имя захвата недвижимости;

* умышленное дробление НПО (комплексов) привело к разрушению, перепрофилированию объектов НИИОКР. Оставшиеся не могут себя финансировать, так как их научная продукция никому не нужна;

* Наличие высокодоходного бизнеса на поприще = сдачи объектов в аренду, торговли недвижимостью, сырьевыми ресурсами, монополистическое ценообразование и др. никак не побуждают бизнес вкладывать средства в высокорисковые инновации, к тому же не пользующиеся спросом;

* Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы в части охраны и оборота инновационных продуктов;

* отсутствие должного экономического стимулирования инновационной деятельности.

О понятиях: Инновации есть плод инновационной деятельности. Это процесс выявления, разработки, внедрения новшеств, качественно улучшающих ключевые параметры создаваемых продуктов (услуг), технологических, информационных, организационно-управленческих процессов.

Виды инноваций = продуктовые, процессные (технологические, маркетенговые, организационно-управленческие, информационно-коммуникативные и т.д.

Актуальность инновационной перестройки экономики возвела ее в последние годы в ранг «инновационной политики» (см. послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26.04.2007г.)

Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности:

- нормативно-правовое (хотя ФЗ об иновационной деятельности все еще нет);

- информационно-статистическое наблюдение и обеспечение, а  также совершенствование «бухучета» нематериальных активов;

- организационно-распорядительное (создание специальных  госструктур - Роспатент, ФА по информационным технологиям,   ФА по науке и инновациям и др.);

- Финансово-экономическое регулирование и стимулирование   (уменьшение НДС, налога на прибыль, льготы по ускоренной   амортизации, государственное софинансирование и др.).

- формирование специальных организационно-хозяйственных структур (госкорпорации типа: Роснанотех, Росатом, Ростехнологии, а также ОЭЗы, наукограды, технопарки и технополисы, техноинкубаторы и т. п.) и организационно-финансовых структур (см. ранее «Институты развития»)

Тема 7. Государственное регулирование рынка труда и трудовых отношений

Вопросы:

1. Рынок труда и его особенности.

2. Система государственного регулирования трудовых   отношений и занятости.

3.Социальное партнерство как подсистема государственно-  частного регулирования труда и занятости.

Вопрос №1.

В рыночной экономике рабочая сила превращается в товар (К.Маркс). Стоимость и цена рабочей силы.

Совокупность отношений спроса и предложения рабочей силы, то есть отношений по найму рабочей силы работодателями, образуют рынок труда.

Особенности рынка труда в отличие от рынка товаров: свобода наемного труда (добровольная занятость), гибкость рынка труда на основе миграции рабочей силы, неполная занятость (наличие безработицы), необходимость «социального партнерства» и государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений.

Безработица: причины, виды и последствия:

Буржуазная политэкономия не может объяснить причины безработицы, оперируя разными формами безработицы и условными суждениями.

Из американского учебника «Экономикс»: полная занятость -условное понятие. Реально ее не бывает. Условно следует понимать, как рациональную занятость, а последнюю, как возможность найти работу всем желающим.