Обоснование тезиса - экономика совершенно не предрасположена к инновациям. Значит, на частный бизнес, рыночный механизм вообще нельзя положиться.
Негативные факторы:
* возник огромный массив нелегитимной частной собственности после приватизации и продолжаются ее «переделы» = рейдерские захваты;
* в ходе приватизации интеллектуальная собственность не оценивалась как актив и потому огромные ее массивы утрачены, в том числе за рубеж вместе с оттоком кадров ученых. Научные подразделения НПО разрушались во имя захвата недвижимости;
* умышленное дробление НПО (комплексов) привело к разрушению, перепрофилированию объектов НИИОКР. Оставшиеся не могут себя финансировать, так как их научная продукция никому не нужна;
* Наличие высокодоходного бизнеса на поприще = сдачи объектов в аренду, торговли недвижимостью, сырьевыми ресурсами, монополистическое ценообразование и др. никак не побуждают бизнес вкладывать средства в высокорисковые инновации, к тому же не пользующиеся спросом;
* Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы в части охраны и оборота инновационных продуктов;
* отсутствие должного экономического стимулирования инновационной деятельности.
О понятиях: Инновации есть плод инновационной деятельности. Это процесс выявления, разработки, внедрения новшеств, качественно улучшающих ключевые параметры создаваемых продуктов (услуг), технологических, информационных, организационно-управленческих процессов.
Виды инноваций = продуктовые, процессные (технологические, маркетенговые, организационно-управленческие, информационно-коммуникативные и т.д.
Актуальность инновационной перестройки экономики возвела ее в последние годы в ранг «инновационной политики» (см. послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 26.04.2007г.)
Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности:
- нормативно-правовое (хотя ФЗ об иновационной деятельности все еще нет);
- информационно-статистическое наблюдение и обеспечение, а также совершенствование «бухучета» нематериальных активов;
- организационно-распорядительное (создание специальных госструктур - Роспатент, ФА по информационным технологиям, ФА по науке и инновациям и др.);
- Финансово-экономическое регулирование и стимулирование (уменьшение НДС, налога на прибыль, льготы по ускоренной амортизации, государственное софинансирование и др.).
- формирование специальных организационно-хозяйственных структур (госкорпорации типа: Роснанотех, Росатом, Ростехнологии, а также ОЭЗы, наукограды, технопарки и технополисы, техноинкубаторы и т. п.) и организационно-финансовых структур (см. ранее «Институты развития»)
Вопросы:
1. Рынок труда и его особенности.
2. Система государственного регулирования трудовых отношений и занятости.
3.Социальное партнерство как подсистема государственно- частного регулирования труда и занятости.
Вопрос №1.
В рыночной экономике рабочая сила превращается в товар (К.Маркс). Стоимость и цена рабочей силы.
Совокупность отношений спроса и предложения рабочей силы, то есть отношений по найму рабочей силы работодателями, образуют рынок труда.
Особенности рынка труда в отличие от рынка товаров: свобода наемного труда (добровольная занятость), гибкость рынка труда на основе миграции рабочей силы, неполная занятость (наличие безработицы), необходимость «социального партнерства» и государственного регулирования рынка труда и трудовых отношений.
Безработица: причины, виды и последствия:
Буржуазная политэкономия не может объяснить причины безработицы, оперируя разными формами безработицы и условными суждениями.
Из американского учебника «Экономикс»: полная занятость -условное понятие. Реально ее не бывает. Условно следует понимать, как рациональную занятость, а последнюю, как возможность найти работу всем желающим.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.