Методологические основы предмета «Теория систем и системный анализ». Инструментарий системного анализа. Моделирование в системном анализе. Критерии системного анализа. Неопределенность в системном анализе

Страницы работы

Содержание работы

Теория систем или системный анализ

     Курс рассчитан на

  10 часов лекционных и

10 часов семинарских занятий

1. Методологические основы предмета

«Теория систем и системный анализ»

1.1 Предмет и задачи теории систем

XX век стал эпохой бурного развития науки и техники. Возникли новые объекты материального мира, характеризующиеся чрезвычайной сложностью, многообразием, многоэлементностью. Это повлекло за собой усложнение социального мира, взаимоотношений человека с окружающей средой, взаимоотношений людей между собой. Одним из основных аспектов современной жизни является появление сложных систем состоящих из сотен, тысяч разнообразных компонентов (Интернет, электросети), разбросанных по обширной территории, с неизбежными связями между собой. Это требует объединения этих компонентов в одно целое средствами управления, обеспечивающими быстроту и гибкость реагирования.

Большие системы увеличивают могущество человека, повышают производительность труда, позволяют решать задачи, ранее неразрешимые. Вместе с тем, они ставят перед человеком новые задачи, новые требования.

Это привело к потребности в новых познавательных методах, новых методологиях исследования сложных проблем как одно целое, с учетом их многоэлементности, к потребности в выработке рабочего инструментария решения крупных проблем с учетом их динамики развития и дальней перспективы.

Такой инструмент – системный анализ был разработан в начале 1950-х гг в США по заданию министерства обороны.

Получившие развитие применительно к военным, военно-техническим системам, методы и подходы системного анализа находят широкое применение при разработке долгосрочных программ решения экономических, экологических, энергетических и других проблем.

Под системой понимают совокупность объектов, находящихся во взаимодействии и взаимосвязи.

Под системным анализом понимается методология исследования сложных объектов и сложных проблем путем их представления в качестве целенаправленных систем с учетом взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Назначение системного анализа состоит в выработке рекомендаций для принятия научно обоснованных решений по управлению процессами создания, исследования и использования сложных систем.

Системный подход и анализ это не отдельная наука, а отдельное направление, способ мышления. Используется в случаях когда количественный анализ не может дать полного ответа. Обладает широкой сферой применимости.

Системный анализ не подменяет традиционной отрасли науки, не противопоставляется другим методам анализа, а опираясь на достижения этих отраслей науки дополняет их, приспосабливая для комплексного исследования проблем.

Системный анализ претендует на роль «каркаса» большинства наук. В различных отраслях науки объекты имеют различную природу, несмотря на это задачи и методы системного анализа остаются неизменными в независимости от области применения.

Основной задачей системного анализа при исследовании экономических систем является совершенствование процессов управления экономикой. Для информационных систем – проблем сбора, хранения, обработки и распространения информации. Для решения этих задач широко применяется раздел теории систем – кибернетика, в частности ее раздел экономическая кибернетика.

Кибернетика – наука об общих законах управления.

Системные исследования могут применяться на любом этапе жизненного цикла системы (от начала создания, до завершения эксплуатации). Наибольшей ценностью обладают исследования, проведенные на этапе предпроектных исследований, в момент зарождения идеи о создании системы, так как отмена принятых решений на более поздних этапах приводит к большим затратам средств и времени.

1.2 История развития системного анализа

Начало формирования аппарата системных исследований относят к 1950 гг и связывают с изданием книги Людвига фон Берталанфи «Общая теория систем», однако системные представления в виде разрозненных и частных элементов человеческих знаний существуют давно:

- гелиоцентрическое учение Коперника;

- космогоническая теория Канта-Лапласа;

- эволюционное учение Дарвина;

- периодическая система элементов Д.И Менделеева;

- неклассическая физика Эйнштейна;

- теория общественного развития Маркса и Энгельса и другие.

Примерами практического применения элементов системного подхода являются:

- пятилетние планы введения народного хозяйства в СССР;

- ленинский план электрификации России.

В начале 1950-х гг по заданию Министерства Обороны США была создана группа ученых для разработки системной методологии для решения военных проблем.

Впоследствии методы системного анализа начали использоваться в различных отраслях практической деятельности.

1.3 Основные понятия системного анализа

Системный анализ как отрасль науки может быть разделена на 2 части:

- Теоретическая – создание абстрактной теории систем, общетеоретического знания мироздания;

- Прикладная – методы прикладной математики, в частности математической статистики, методы исследований, операций, системотехники и др.

Вместе с тем ядром теории систем является системный подход к решаемым задачам - все элементы системы, все операции в ней должны рассматриваться как одно целое, только в совокупности и взаимосвязи друг с другом.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
180 Kb
Скачали:
0