- процессуальные представления предполагают понимание системного объекта как совокупности процессов, характеризуемых последовательностью состояния во времени. Период жизни Т системы разбивается на ряд моментов [t0, t1...tn]. Для каждого момента определяется состояния системы [ St0, St1...Stn], являющиеся результатами процессов, протекающих в системе, которые могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным процессам относятся развитие и функционирование системы; при этом развитие является внешним процессом системы, а функционирование – внутренним, и определяет выполнение системой основных целей и задач ради которых она создается. Вспомогательные процессы поддерживают равновесие системы и обеспечивают ее нормальное функционирование.
3. Моделирование в системном анализе
3.1 Понятие модели
Основными рабочим инструментом системного анализа является моделирование процесса или объекта исследования. В общенаучном понимании модель – средство отображения реальной системы, позволяющее оценивать степень воздействия на функциональные характеристики этой системы изменений в отдельных элементах и условиях ее функционирования.
Модель является аналогом или имитацией реальной действительности. Основное назначение модели – объяснение закономерностей явлений для последующего использования их в целях управления и научного предсказания. Модель используется в случаях когда постановка опытов на самом явлении невозможно (например, военное дело), или экономически нецелесообразно (например, промышленность). Одни и те же модели могут пониматься разными наблюдателями по-разному в различной степени. Общепонятной моделью, в которой индивидуальные различия минимальны, являются, например, математические теории, наиболее индивидуализированной моделью является музыка, живопись. Общим для всех ситуаций является двойственный характер модели: с одной стороны это некий образ существующего объекта исследования; с другой стороны – прообраз некоторого создаваемого объекта.
Основной задачей модели является получение новой информации об объекте исследования, связанной с ее будущим состоянием. Сходство модели с объектом исследования определяется понятием аналогия (объективно существующие отношения между объектами, при которых одна часть их признаков тождественна, а другая сохраняет отличия). С помощью аналогии устанавливается суждение об общности существующих признаков объекта и модели с помощью индукции и дедукции (дедукция позволяет осуществить переход от знаний о классе предметов и явлений к знаниям о единичном предмете, явлении, т.е. от общего к частному; индукция – от частного к общему).
Использование моделирования позволяет:
- выделить и формально описать наиболее важные существующие связи параметров исследуемых объектов, процессов;
- из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции получать выводы, адекватные изучаемому объекту;
- методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получать новые знания об объекте;
- точно и компактно излагать поставленную задачу, определить возможные варианты ее решения, сформулировать рекомендации по выбору наилучшего из них.
3.2 Основные группы моделей
Для решения различных задач используются разные модели исследования объектов или процессов, которые по характеру объекта, по сферам приложения, по средствам и глубине моделирования, логическим средствам и связям с отображаемыми объектами можно объединить в 3 группы:
- изобразительные;
- физические (материальные);
- абстрактные (концептуальные).
Изобразительные модели отображают внешние характеристики объекта, являются наиболее простыми, понятными (словесные описания, фотографии, модели сооружений и образцов техники). Они не дают возможности установить причинные связи явлений, определить или предсказать последствия изменений различных параметров явления и отображают как правило статику явления, они не годятся для отображения динамики. Однако существуют некоторые аналоговые модели, которые кроме внешних характеристик, отображают некоторые количественные характеристики и явления в несколько упрощенном виде (например, топографические карты).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.