Системный анализ применяется для решения следующих проблем:
- неясность понимания проблем;
- трудность постановки проблем на отдаленную перспективу;
- затрудненность классификации проблем, отсюда неправильный выбор средств их решения;
- искаженная оценка проблемы, когда близкие, но мелкие проблемы заслоняют большие, но отдаленные.
Проблемы по степени их структуризации, по ясности постановки и степени детализации делятся на три класса:
- хорошо структурированные и количественно сформулированные;
- слабо структурированные (смешанные), содержат как количественные, так и качественные оценки;
- неструктурированные (качественные).
Для первого класса существует развитый мощный аппарат математического моделирования и строгие методы решения (здесь системный анализ не нужен).
Проблемы второго класса являются основной областью приложений методов системного анализа.
Проблемы третьего класса не решаются методами системного анализа, для их решения применяют эвристические методы или экспертные оценки.
Резюме: основным назначением системного анализа является:
- правильная и четкая постановка проблем;
- правильный отбор системного инструментария для решения поставленных проблем;
- разукрупнение, конкретизация, декомпозиция проблем;
- выработка критериев отбора средств достижения целей;
- сравнение вариантов решений с целью отбора лучшего, согласно выбранному критерию;
- выработка предложений по реализации целесообразного варианта решения проблем.
2. Инструментарий системного анализа
2.1 Анализ существующей методологии системного анализа
Вследствие разнообразия задач, решаемых методами системного анализа, и широкой области их применения не существует единого, пригодного для всех случаев, инструментария. В зависимости от стадии исследования класса решаемых проблем используется весьма разветвленный научный инструментарий. Но существует некоторый перечень этапов системного анализа, состав и последовательность применения которыхзависит от решаемой задачи.
Все многообразие подходов к решению задач методами системного анализа можно объединить в 4 группы (школы - 2 американские и 2 советские):
1 группа – классическая школа Стэнфорда Оптнера, где типичным объектом исследования является оценка и отбор конкретных проектов, систем вооружения, промышленных систем, планов капиталовложений по заказу правительственных органов и крупных организаций;
2 группа – школа Стэнли Янга, в их понимании системный анализ необходим для проектирования и управления организациями и представляет собой стержень организации;
3 группа – экономико-математическая школа Н.Н. Федоренко, где системный анализ рассматривается в качестве вспомогательного инструмента комплексного планирования, используется плановыми органами и научными организациями на предварительной предплановой стадии;
4 группа – школа С.П. Никанорова отражает точку зрения специалистов отраслевого уровня, связанных с разработкой АСУ (системный анализ является методом разработки и функционирования АСУ, реализуемых в специальных подсистемах).
2.2 Основные этапы системного анализа
1 этап. Анализ проблемы: Задачи – точное формулирование проблемы, анализ логической структуры и развития проблемы во времени, определение внешних связей проблемы и оценка принципиально ее разрешимости.
2 этап. Определение системы, анализ ее структуры, где основными задачами являются: выявление специфики задачи; определение позиций наблюдателя и объекта исследования; выделение элементов системы; определение границ декомпозиции системы; определение у подсистем сферы функционирования системы; кроме того, в зависимости от типа системы, решаются задачи: определение уровня иерархии (в больших системах); определение и спецификация процессов управления и каналов информации (в кибернетических системах) и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.