3 этап. Формулирование общей цели и критерия системы, где задачами являются: формулирование целей верхнего уровня; формулирование общих целей исследуемой системы; увязанность с целями верхнего уровня; определение критерия; декомпозиция целей и критериев по подсистемам; или композиция общего критерия из критериев подсистем; выявление потребностей в ресурсах и т.д. В системном анализе ряд социальных, политических, этических и других факторов должны учитываться, но они не поддаются количественной формализации. Для учета этих факторов прибегают к субъективным оценкам экспертов.
4 этап. Выявление ресурсов и процессов, композиция целей; выявление задач этапа; оценка существенных технологий и мощностей; оценка современного состояния ресурсов; оценка возможностей взаимодействия с другими системами; анализ ресурсов будущего; комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития.
Т.к. системный анализ имеет дело с перспективой развития, необходимо учесть возможные изменения в перспективе технологий, мощностей, возможные открытия и изобретения, возможную трансформацию целей и критериев.
5 этап. Отбор целей и вариантов решения, где задачами являются: анализ целей на совместимость; проверка целей на полноту и отсечение избыточных целей; планирование альтернативных вариантов достижения целей; оценка и сравнение вариантов; совмещение комплексов взаимосвязанных вариантов.
6 этап. Выбор метода решения. Первоначально рассматриваются известные методы решения задач; если эти методы оказываются неадекватными поставленной задаче, то отыскиваются новые методы решения или пересматривается сама задача.
С точки зрения техники решения все методы можно разделить на 3 класса:
- стандартные: методы, в основе которых лежит использование стандартных или заданных инструкциями приемов и процедур; основу этих методов составляет процедурная сторона процесса;
- аналитические: методы решения, в основе которых лежит использование математических моделей; используются для решения широкого класса структурных проблем; однако применение этих методов затрудняется из-за невозможности формализации ряда факторов, влияющих на решение задачи; наличие неопределенностей в условиях функционирования системы; наличие многокритериальностей; наличие противоречия интересов лиц, участвующих в принятии решений;
- имитационные: методы, в основе которых лежит искусственное воспроизведение исследуемых процессов с применением диалога ЭВМ-человек; применяется в случаях, когда всю задачу нельзя решить одним методом; процесс решения разбивается на этапы, результаты которых анализируются человеком и запускаются в качестве исходного плана следующего этапа.
В зависимости от принципов отыскания решения методы делятся на 2 класса:
- методы последовательных улучшений: задача решается для первоначального набора условий; проводится анализ параметров на предмет улучшения системы; выбирается фактор в наибольшей степени препятствующий развитию системы, т.е. находится «узкое» место, затем оно «расширяется», затем выбирается другое узкое место и т.д.; Недостаток метода заключается в том, что не учитываются взаимозависимости факторов;
- метод поиска идеала: первоначально рассматривается предел ограничения по каждому фактору в независимости от ее реализуемости, т.е. разрабатывается идеальное решение; затем по каждому фактору устанавливается достижимый предел при полной концентрации усилий только на нем, но с учетом реальной возможности, т.е. начинается отступление от идеального решения; процесс идет до тех пор, пока не будет найдено такое распределение усилий, при котором отступление от идеала будет минимальным. Выбор метода неразрывно связан с постановкой задачи и с условиями принятия решений. При решении задач в условиях определенности могут применяться методы математического программирования. При решении задач в условиях риска – методы теории вероятностей и математической статистики; в условиях неопределенности – теории игр.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.