1.1. Описать физико-химические и токсикологические свойства вещества: формулу, агрегатное состояние, характер воздействия вещества на человека, класс токсичности и т.д.[1¸5,7,11].
1.2. Привести количественные показатели, характеризующие степень токсичности вещества: ПДКр.з, концентрации, вызывающие острые отравления, ЛК50, ЛД50 и т.д. [1¸5,7,11].
1.3. Рассчитать концентрацию вещества в воздухе помещения на момент аварии (см. прил. 7.1).
1.4. Сравнить расчетную концентрацию с ПДКр.з, концентрацией, вызывающей острые отравления, ЛК50 и оценить величину риска отравления людей, находящихся на момент аварии в помещении.
2. Оценить степень опасности возникновения пожара (взрыва) при аварии
2.1.Установить группу горючести вещества [21].
2.2.Для горючего вещества привести показатели, характеризующие степень его горючести [22].
2.3.Оценить степень взрывопожароопасности вещества с учетом показателей взрывопожароопасности и агрегатного состояния (см. прил.7.2).
2.4.Найти объемную концентрацию вещества в воздухе рабочего помещения для газов и паров, а для пылей – весовую (см. прил.7.3).
2.5.Сравнить полученную концентрацию с нижним концентрационным пределом распространения пламени и оценить возможность взрыва или пожара при наличии источника зажигания.
2.6.Указать, что может воспламенить взрывоопасную смесь.
3. Разработать комплекс профилактических мероприятий для снижения вероятности реализации аналогичных ситуаций
С этой целью необходимо:
3.1.Указать мероприятия, с помощью которых сводится к минимуму вероятность поступления токсичного вещества в воздух помещения [1¸5,8,10].
3.2. Привести методы контроля содержания веществ в воздухе помещений и периодичность контроля [1¸5,6,32].
3.3. Указать вид и(или) марку противогаза (респиратора), окраску фильтрующей коробки [1¸5, 33].
3.4. Назначить класс зоны взрывопожароопасности по ПУЭ.
3.5. Установить категорию и группу смеси вещества N с воздухом по взрывопожароопасности.
3.6. Указать требования к выбору электрооборудования, которое эксплуатируется в этой зоне. Привести пример маркировки взрывозащищенного электрооборудования.
3.7. Установить категорию помещения по взрывопожароопасности по НПБ 105-95 [27]. Указания по установлению категории даны в разделе 5.7.
3.8. На основании установленной категории помещения назначить конструктивные решения, предупреждающие распространения пламени при его возникновении, указать требования к путям эвакуации людей при пожаре.
3.9. Определить безопасное суточное количество вещества, которое можно использовать в данном помещении, не опасаясь образования взрывоопасной смеси при аварии (см. прил. 7.4).
3.10.Установить группу вещества N по условиям хранения и указать, с веществами какой группы не допускается совместное хранение этого вещества [10].
3.11.Указать, какие средства пожаротушения следует предусматривать при работе с веществом [22].
Таблица 7.1
Варианты заданий к зачетной работе
N п/п |
Вещество |
Количество вещества, кг/сутки |
Объем аппара-та, м3 |
Давление в аппарате Р, атм |
Скорость испаре-ния, г/м2с |
Размер помещения, м3 |
1 |
Аммиак, акрилонитрил, алюминий (пыль) |
2 |
10 |
2 |
0,5 |
12´6´6 |
2 |
Ацетилен, анилин, антрацен (пыль) |
5 |
7 |
3 |
0,7 |
16´6´9 |
3 |
Винилхлорид, ацетон, графит (пыль) |
5 |
5 |
1 |
1,2 |
24´12´6 |
4 |
Бутан, бензин А95, бумага (пыль) |
1 |
3 |
5 |
0,9 |
16´12´6 |
5 |
Этилен, бензол, ванадий (пыль) |
3 |
8 |
10 |
0,8 |
24´12´9 |
6 |
Циклобутан, бутилацетат, древесная пыль, |
2 |
10 |
2 |
1,0 |
12´12´6 |
7 |
Цианистый водород, гексан, железо (пыль) |
2 |
2 |
3 |
1,1 |
24´12´6 |
8 |
Хлорэтан, дибутилфталат, дифениламин (пыль) |
2 |
3 |
5 |
1,3 |
24´6´6 |
9 |
Формальдегид, дихлорэтан, кадмий (пыль) |
2 |
15 |
7 |
1,5 |
24´12´12 |
10 |
Оксид углерода, диэтиловый эфир, камфора (пыль) |
2 |
1 |
3 |
0,4 |
24´12´6 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.