- на устранение источников зажигания, окислителя и т.д.;
- предупреждение возможности возникновения очага пожара (замена горючих веществ на негорючие, понижение степени горючести веществ, работа с безопасными концентрациями, температурами и т.п.);
- предупреждение распространения пожара при его возникновении внутри оборудования и по трубопроводам, по конструктивным элементам зданий, между зданиями и т.д. (огнепреградители, отсекающие клапаны, резервные емкости, противопожарные стены, зоны, обваловки и т.п.);
- безопасная эвакуация людей при пожаре;
- первичные и стационарные средства тушения пожара.
Задания и порядок выполнения работы
Задание № 1. Определение нижнего (jн) и верхнего (jв) концентрационных пределов распространения пламени.
Определить степень взрывопожароопасности смеси горючих газов (по заданию преподавателя) на экспериментальной установке по величине нижнего (jн) и/или верхнего (jв) пределов распространения пламени. Полученные результаты сравнить с расчетными и найти погрешность определения. Определить безопасные концентрации. Установить, к какому классу по ПУЭ относится зона вокруг экспериментальной установки, где установлен баллон с заданной смесью газов, и к какой категории по взрывопожароопасности относится помещение, в котором эта смесь используется: 1) как сырье; 2) как топливо.
Порядок выполнения работы.
1. Познакомиться с экспериментальной установкой и порядком выполнения работы на ней (см. описание к установке).
2. Провести предварительные расчеты нижнего (верхнего) концентрационных пределов распространения пламени сначала для индивидуальных веществ [см. уравнения (5.6) или (5.11¸5.13)] , а затем для смеси газов [см. уравнение (5.15)], указанного в задании состава.
3. Рассчитать объем газовой смеси, необходимой для создания концентрации, соответствующей нижнему (верхнему) пределу по формуле (5.16).
4. Приготовить газовоздушную смесь путем смешения воздуха с рассчитанным объемом газовой смеси в смесительной системе установки.
5. Отобрать часть приготовленной смеси во взрывной цилиндр и поджечь ее искровым разрядом.
6. При наличии взрыва при определении нижнего предела (jн) уменьшить объем, а при определении верхнего (jв) наоборот увеличить объем отбираемого газа на 1 мл.
7. Удалить из смесительной системы и взрывного цилиндра установки продукты сгорания и повторить эксперимент с меньшим (большим) объемом отобранного газа. Эксперимент проводить до тех пор, пока при следующем уменьшении (увеличении) объема газа взрыва не будет.
8. Рассчитать экспериментальную величину нижнего (верхнего) пределов распространения пламени и найти погрешность между рассчитанным и экспериментальным значением. Объяснить различия экспериментальной и расчетной величины.
9. При оценке степени опасности смеси газов с воздухом учитывают, что все газовоздушные смеси, имеющие область воспламенения, ограниченную нижним и верхним концентрационными пределами, взрывопожароопасны, но смеси с jн £ 10 об.% - особовзрывоопасные, а с jн > 10 об.% - взрывоопасные.
10.Установить класс зоны по ПУЭ [23] вокруг баллона с газовой смесью заданного состава.
11.Обосновать категорию помещения, в котором эта газовая смесь используется в качестве: а) сырья; б) топлива.
12. Экспериментальные результаты можно представить в виде табл.5.11:
Таблица 5.11.
Объем газа, мл |
Наличие взрыва |
Объем газа, необходимый для достижения нижнего (верхнего) пределов. |
Задание № 2. Определение температуры вспышки и воспламенения.
Оценить степень взрывопожароопасности жидкости (по заданию преподавателя) по температурам вспышки и воспламенения. Экспериментально установленные температуры сравнить с расчетными и справочными величинами, определить погрешности и в случае расхождения объяснить различия.
Установить класс зоны по ПУЭ и категорию помещения по НПБ105-95, где используется исследуемая жидкость. Предложить методы обеспечения пожарной безопасности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.