Сборник лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», страница 14

3. Включить бытовой вентилятор и через 2-3 минуты снова записать показания  сухого и влажного термометров  психрометра Августа.

4. При включенном вентиляторе измерить подвижность воздуха с помощью крыльчатого анемометра, размещая последний в плоскости расположения психрометра Августа.

5. По диаграмме найти точку пересечения прямой, проведенной через точки, соответствующие новым показаниям термометров психрометра с кривой, соответствующей найденной скорости движения воздуха. Это и будет эффективно-эквивалентная температура (ЭЭТ).

6. Полученную эффективную и эффективно-эквивалентную температуры разделить соответственно на оптимальные показатели 18,9оС (для холодного периода года) и 21,1оС (для теплого периода года).

          Если  полученные значения будут меньше 0,82, то в помещении имеет место охлаждающий микроклимат, а человек будет испытывать чувство холода. Если полученная величина будет больше 1,25, то в помещении микроклимат нагревающий, а человек будет испытывать чувство жары. Чем больше полученный результат будет отличаться от указанных значений в ту или другую сторону, тем большую степень дискомфорта будет испытывать человек, находясь в данном помещении.

7. Тепловую нагрузку среды (ТНС) найти, записав показания  термометра, помещенного внутри зачерненного шара (Тш) и температуру влажного (Тв) и сухого (Тс) термометров психрометра Августа. Измерения проводить при работающем бытовом вентиляторе и включенном рефлекторе или электрической плитке. ТНС находят по формулам:

        в помещении при тепловом излучении

                     ТНС=0,7 Тв + 0,1 Тс + 0.2 Тш ,                                                         (2.3)

        при отсутствии теплового излучения

                      ТНС=0,7Тв+0,3Тш ,                                                                          (2.4)

8. По величине ТНС по данным таблицы, приведенной в прил.2.4, найти, работы какой категории тяжести можно  выполнять без напряжения процесса терморегуляции.

9. Дать  характеристику условий труда в помещении, где выполняются работы при найденной тепловой нагрузке среды (см. прил.2.4).

Задание №6.    Определить интенсивность теплового облучения работающих на разных рабочих местах от источника теплового излучения (рефлектора). Установить, где интенсивность облучения превышает допустимые значения. Оценить эффективность различных материалов, используемых для снижения теплового облучения.

Порядок выполнения работы

1. Включить источник теплового излучения (рефлектор).

2. Подготовить к работе радиометр неселективный «Аргус–03», предварительно  ознакомившись с его устройством и принципом действия.

3. Нарисовать план помещения и показать на нем источник теплового излучения и точки, где предполагается провести измерения интенсивности облучения.

4. Измерить интенсивность теплового облучения работающих (в расчетных точках) радиометром.

5. Сравнить полученные результаты с допустимыми уровнями облучения и найти рабочие места, где  тепловое облучение превышает допустимые уровни  (см. прил.2.3, табл.2.5).

6. Установить между источником теплового излучения и рабочим местом с высоким уровнем тепловой нагрузки теплоизоляционный экран и повторно провести измерения.

7. Оценить степень ослабления интенсивности облучения по разности замеров до использования экрана и при наличии экрана.

8. Провести аналогичные измерения, используя экраны из различных материалов. Найти наиболее эффективный материал.

Контрольные вопросы

1.Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Степень риска  возникновения хронических заболеваний и несчастных случаев.

2.Понятие о терморегуляции и процессе теплообмена организма человека с окружающей средой. Адаптация организма к изменению параметров микроклимата.

3.Нагревающий и охлаждающий микроклимат. Сочетанное воздействие параметров микроклимата на человека.

4. Нормирование метеорологических параметров: цель, нормируемые показатели, факторы, учитываемые при нормировании.