Управление себестоимостью продукции в системе маржинального анализа, страница 9

Определение финансового результата деятельности по методу директ-костинг основано на исчислении маржинального дохода. Маржинальный доход по упрощенной схеме рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и переменными затратами. Для раз­витой концепции применения директ-костинга характерно разделение бло­ка постоянных затрат и прямое отнесение его отдельных частей по местам возникновения затрат, иначе говоря, используется многоступенчатый учет покрытия постоянных затрат. По мере учета затрат могут определяться несколько маржинальных доходов и рассчитываться вклад каждого выде­ленного сегмента (изделия, группы изделий, места возникновения затрат, производственного или структурного подразделения) в процесс формиро­вания прибыли предприятия, что показано в табл. 4.1.

Система директ-костинг отличается высокой степенью интеграции уче­та, анализа и принятия управленческих решений. Одной из важнейших задач системы директ-костинг выступает анализ взаимосвязей объема производ­ства, выручки, затрат и прибыли.

Система директ-костинг обладает следующими наиболее важными ана­литическими возможностями, использование которых позволяет:

планировать производственную программу, ассортимент выпускаемой продукции;

определять цены на продукцию, в том числе на новую;

рассчитывать варианты изменения производственной мощности пред­приятия;

оценивать эффективность производства или приобретения полуфабри­катов, т. е. осуществлять выбор между производством или покупкой;

оценивать эффективность принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

С помощью системы директ-костинг можно проводить эффективную Меновую политику, рассчитывать нижний предел цены, находить наиболее

выгодные комбинации цены, объема производства, издержек и прибыли, днализ, опирающийся на данные системы директ-костинг, называется мар­гинальным.

Покажем преимущества, которые получаются при ограничении себес­тоимости переменными затратами:

связь калькуляции с анализом безубыточности производства, что по­зволяет рассчитать объем производства, необходимый для достижения безубыточной работы предприятия (или для получения запланированной суммы прибыли), запас финансовой прочности, силу воздействия операци­онного рычага;

возможность обоснования управленческих решений по:

определению нижнего предела цены реализации (в краткосрочном пе­риоде);

принятию заказа по ценам ниже уровня рыночных;

снижению цен при увеличении объемов продаж;

выбору между собственным производством и приобретением произ­водственных ресурсов;

калькулированию без отнесения косвенных затрат на изделие, т. е, по затратам, непосредственно связанным с производством конкретного вида

продукции.

Имеется точка зрения, согласно которой принятие управленческих ре­шений и осуществление расчетов на основе полной себестоимости про­дукции, «игнорирует факт колебаний себестоимости единицы продукции, а значит, и прибыли на единицу вследствие изменения доли постоянных зат­рат при изменениях объема производства, т. е. не учитывает влияние фак­тора постоянных расходов. В ряде случаев это дает неправильный резуль­тат» [43, с. 116]. Однако изучение методов анализа затрат, основывающих­ся на полной себестоимости продукции или на традиционной для российс­кой практики системе планирования, учета и калькулирования себестоимо­сти продукции, показывает, что различный характер поведения затрат в за­висимости от изменения объема производства во всех из них учитывается. Так, в анализе себестоимости по технико-экономическим факторам в груп­пе факторов изменения объема и структуры продукции выделяется эконо­мия себестоимости за счет относительного сокращения условно-посто­янных расходов, обусловленного ростом объемов продукции. В комплек­сном анализе себестоимости проводится анализ влияния прироста объема производства на экономию себестоимости в части условно-постоянных расходов. Деление расходов на постоянные и переменные в зависимости от их отношения к изменению объема производства не является принципи­ально новым для российского учета и анализа, однако оно не использова­лось ранее для целей управления ценами и прибылью. Разработанная зарубежными специалистами классификациям висимости от их поведения по отношению к изменению объема! ства не ограничивается делением расходов на постоянные и пе выделяет также:                                                                     v,,^