УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ В СИСТЕМЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА
4.1. Характеристика механизма управления затратами на производство продукции
Себестоимость продукции отражает в денежном выражении стоимость производственных ресурсов, израсходованных (затраченных) на производство вьшущенной продукции.
Представление о себестоимости продукции базируется на следующих положениях.
Себестоимость продукции - это затраты производственных и финансовых ресурсов, использованных для изготовления и выпуска продукции.
Объем производственных ресурсов, использованных для создания и выпуска продукции, должен иметь денежную оценку, чтобы свести расход этих ресурсов к экономическому единству.
Определение себестоимости продукции всегда соотносится с конкретными целями и задачами, которыми являются: оценка эффективности затрат на производство, обеспечение конкурентоспособности и рентабельности продукции, управление производственной деятельностью.
Предметом управления в данном случае являются затраты предприятия на производство продукции.
Важной отличительной характеристикой затрат в части, относимой на себестоимость продукции, является динамичность. В рыночной экономике периодически изменяются цены на приобретаемые сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, услуги транспорта, связи, затраты на оплату труда и пр. Обновляется выпускаемая продукция, изменяется ее структура, пересматриваются нормы и нормативы материальных и трудовых затрат. Все это отражается на себестоимости вьшущенной продукции. В этой связи управлять затратами продукции и проводить экономический анализ следует с учетом всех изменений, происходящих в объеме, составе и направлениях затрат на производство продукции.
Следующая отличительная характеристика себестоимости продукции как предмета управления заключается в многообразии различных видов затрат, формирующих себестоимость продукции, способов ее калькулирования и распределения косвенных расходов.
Например, целый комплекс задач приходится решать при обосновании наиболее приемлемого метода распределения косвенных расходов и постоянных затрат. Решение этих задач при многономенклатурном производ-стве позволяет наиболее точно определить степень расходов на рентабельность и конкурентоспособность про; фикация затрат по статьям калькуляции позволяет Ьтно< ние конкретных изделий только те виды затрат, которые их изготовления и реализации.
Не менее существенная характеристика затрат на - их противоречивость. Например, повысить рентабельность стабильных ценах на изделия возможно только за счет сз Однако обеспечение конкурентоспособности изделия, i запросы потребителей, вызывает необходимость повьйнейййг1 повышение качества изделий во многих случаях ведет к росйуШ ста. Все многообразие этих задач вызывает необходимость" ального механизма управления себестоимостью продукции.
Механизм управления затратами призван решать спедукЩЩ задачи:
разработка методик по определению себестоимости про; целом по предприятию, так и в разрезе центров дельных изделий;
обоснованность отнесения затрат на себестоимость про}
выбор способов разработки норм и нормативов затрат п& дуемых ресурсов на изготовление продукции;
управление затратами и их регулирование в процессе дукции;
управление производственными запасами во взаимосвязи ванием себестоимости продукции;
управление процессом калькулирования и способами на себестоимость продукции; 4"ш
разработка систем управления затратами - стандарт-кос*,1 тинг, контроллинг, экономический анализ;
компьютеризация учета, планирования и экономиче*ааог# важнейшей функции управления затратами;
достоверный учет использованных в процессе пройзво, ции продукции природных ресурсов, сырья, материалов, основных средств и нематериальных активов (посреЯетвайЛ трудовых ресурсов (через фонд оплаты труда и отчислеййМЧй" нужды) и прочих расходов в разрезе основных элементов ющих себестоимость продукции;
рациональное калькулирование себестоимости гошретйУ* дукции;
оперативный контроль за издержками производства и фя зультатами; экономический анализ себестоимости продукции, ее рентабельности и дрибыяи (управленческий анализа);
оценка экономической эффективности новой техники и инвестиций;
разработка внутифирменных положений по планированию, учету и экономическому анализу себестоимости продукции, а также ее конкурентоспособности;
составление прогнозов развития бизнеса, повышения эффективности работы предприятия на основе фирменных и рыночных цен, сопоставдения внутрифирменной и рыночной себестоимости продукции, определения рентабельности продукции и продаж по основным видам продукции;
выявление внутрихозяйственных резервов повышения конкурентоспособности продукции, сйижение издержек производства и расходов на продажу;
подготовка необходимой информации для корректировки себестоимости и финансовых результатов с целью определения налогооблагаемой прибыли;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.